31.10.2024 15:06 29
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
Учитывая, что либерализация информационной сферы и ее развитие являются приоритетными задачами в строительстве Нового Узбекистана, после конституционной реформы статьи, посвященные данным правам, были существенно расширены. Так, в статье 33 Конституции Республики Узбекистан отмечено, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию. Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет. Ограничение права на поиск, получение и распространение информации допускается только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны.
Отметим, что Глава ХV «Средства массовой информации» содержит статьи, в которых определено, что «Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Государство гарантирует свободу деятельности средств массовой информации, реализацию ими права на поиск, получение, использование и распространение информации. Средства массовой информации несут ответственность за достоверность предоставляемой ими информации». При этом «Цензура не допускается. Воспрепятствование деятельности или вмешательство в деятельность средств массовой информации влечет ответственность в соответствии с законом». По словам Главы государства, «обеспечение свободы слова, права на получение и распространение информации, является неотъемлемой частью Стратегии развития Узбекистана».
В Узбекистане принято более 20 законов, среди них – «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об информатизации» и т.д. Важно, что наличие прямых законов, регулирующих деятельность СМИ, создает целостную систему нормативно-правовых актов, обеспечивает правовую определенность в отношениях в сфере и способствует реальному обеспечению свободы СМИ. В целях либерализации деятельности СМИ и обеспечения прав журналистов 18 апреля 2018 года были внесены изменения и дополнения в законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста». В частности, веб-сайты были определены как СМИ, созданы механизмы поддержки СМИ со стороны государства (предоставление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам, преференций, государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также социальная поддержка работников редакций).
Для совершенствования системы государственной поддержки информационной сферы, ускоренного развития медиа-рынка страны, обеспечения открытости деятельности государственных органов и иных организаций, повышения качества производства книжной и иной печатной продукции Указом Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 г. «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций», образовано Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан на базе Узбекского агентства по печати и информации. Данное ведомство призвано эффективно обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и информации, способствовать усилению роли СМИ в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны, создания для них равных условий на медиа-рынке, а также защищать права журналистов. И сегодня Агентство принимает активные меры по совершенствованию нормативно-правовых актов, укреплению материально-технической базы пресс-служб, их укомплектованию профессиональными кадрами, а также повышению знаний и опыта пресс-секретарей. Принятие подобных необходимых мер позволит создать решающие условия для укрепления потенциала СМИ и развития информационной сферы Узбекистана, лучше обеспечить его информационную безопасность, а также, что очень важно, сильно укрепить основы диалога между государством и обществом. Агентством также реализуются системные меры по поддержке СМИ и повышению их потенциала. АИМК регулярно выступает в защиту и поддержку журналистов, блогеров и других творческих сотрудников масс-медиа.
Для обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти и управления, повышения полномочий информационных служб организаций и налаживания регулярного сотрудничества со СМИ в 2018 году приняты постановления Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности информационных служб органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан» и «Об утверждении концепции активизации деятельности органов государственного и хозяйственного управления в виртуальном пространстве». Кроме того, в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дальнейших мерах по обеспечению независимости средств массовой информации и развитию деятельности пресс-служб государственных органов и организаций» от 27 июня 2019 г. для руководителей и сотрудников информационных служб госорганов устанавливаются повышенные требования и ответственность за своевременное и полноценное освещение ключевых событий и решений в рамках работы своих ведомств, а также оперативное реагирование на запросы журналистов и общественности. Данное постановление обеспечивает открытость госорганов перед народом, их тесное взаимодействие со СМИ, журналистами и блогерами, оперативное и объективное информирование СМИ и общества по актуальным вопросам, а также повышает статус пресс-секретарей до уровня заместителей руководителя ведомства. На сегодняшний день в республике налажена деятельность пресс-служб, для повышения прозрачности деятельности органов государственного и местного управления. Количество источников информации за прошедший период также резко увеличилось. Например, не так давно, 6-7 лет назад, доступ к информации министерств и ведомств был большой проблемой для СМИ и журналистов. Но сегодня пресс-службы стали одним из основных источников информации. Если число источников информации государственных органов и организаций в 2019 году составляло 559, то по состоянию на сентябрь 2021 года их количество составило около 3000.
Также 14 сентября 2019 года в целях повышения значимости общественных организаций в формировании общественного мнения по актуальным вопросам информационной сферы при Парламенте страны образован Общественный совет по вопросам развития информационной сферы и массовых коммуникаций, в состав которого включены представители СМИ, общественных организаций, науки и культуры, депутатского корпуса, независимых экспертов и специалистов, а также других институтов гражданского общества.
В целях стимулирования создания познавательных и полезных веб- ресурсов во всемирной информационной сети Интернет, способствующих формированию информационного пространства знаний, расширению кругозора и развитию творческого потенциала молодежи и в целях правового регулирования развивающейся отрасли, принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №888 от 21 октября 2018 г. «О дополнительных мерах по развитию национального контента в мировой информационной сети Интернет».
Кроме того, разработана «Концепция единой государственной информационной политики», которая нацелена на обеспечение конституционного права граждан на свободу слова и доступа к информации, обеспечение конструктивного диалога между государством и гражданским обществом, развитие информационной сферы страны и регулирование информационной деятельности госорганов.
В мае 2018 г. Указом Президента Республики Узбекистан создан первый в стране Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. В сфере телерадиовещания функционируют такие государственные каналы, как «O'zbekiston-24», «O'zbekiston tarixi», «Madaniyat va Marifat», «Dunyo Boylab», «Navo», «Oilaviy», «Diyor», «Bolajon», «Mahalla», «UzHD», негосударственные – «Milliy TV», «Uzreport TV» и «МУ5». Они представляют всю палитру мнений и убеждений, в них – собственный взгляд и отношение к самым важным событиям в стране.
В июне 2022 г. в целях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, Президент Ш.Мирзиёев подписал Постановление «О мерах по поддержке средств массовой информации и развитию сферы журналистики» для усиления защиты законных интересов и всесторонней поддержки деятельности средств массовой информации, а также дальнейшего повышения потенциала и конкурентоспособности кадров и развития сферы журналистики.
На сегодняшний день Узбекистан выполнил ряд международных рекомендаций по реализации прав в информационной сфере. Так, при поддержке ЮНЕСКО разработан Кодекс профессиональной этики журналистов, исключена уголовная ответственность за клевету и оскорбление, установлена ответственность за распространение ложной информации, определены механизмы поддержки СМИ: упрощены сроки регистрации СМИ, установлены льготы и преференции, государственные субсидии, гранты и социальные заказы, по состоянию на 1 января 2023 года количество зарегистрированных СМИ составило 2110, из которых 733 являются Интернет-СМИ. Более 1.5 тыс. пользователей идентифицируют себя в качестве блогера и активно занимаются медийной деятельностью. В 2022 г. количество иностранных телеканалов, вещающих в Узбекистане, увеличено с 50 до 122. К 2024 г. планируется увеличить до 200. Улучшаются позиции Узбекистана в рейтинге международной НПО «Репортеры без границ». В «Индексе свободы прессы» за 2022 г. Узбекистан занял 133 место из 180 стран, улучшив свои позиции на 24 пункта по сравнению с 2021 г. Правительство принимает меры по усилению роли СМИ и защите журналистов (установление ответственности за незаконное вмешательство и воспрепятствование деятельности СМИ, в том числе за цензуру со стороны должностных лиц, незаконное изъятие материалов и оборудования и др.). Разработан проект Информационного кодекса, который вынесен на общественное обсуждение (https://regulation.gov.uz/oz/d/72848). Проект пересматривается с учетом предложений и замечаний общественности.
Таким образом, в Узбекистане создана правовая база деятельности СМИ, проделана большая работа и достигнуты значительные результаты в области демократизации и либерализации информационной сферы. Узбекистан открыт к конструктивному сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями в сфере обеспечения свободы слова и прессы, устремлен изучать их богатый практический опыт в этой области. Для СМИ Узбекистана в современных условиях важнейшей задачей становится интегрироваться в глобальную информационную систему, продвигать свою позицию, представлять национальные идеи и интересы своего народа. Постепенно укореняется убеждение в том, что все возникающие в информационном пространстве спорные вопросы и проблемы должны решаться исключительно в рамках закона, на основе правовых норм. При этом, учитывая увеличение случаев распространения ложной и необоснованной информации, вводящей людей в заблуждение, первоочередной задачей сегодня становится оперативное и глубокое аналитическое освещение происходящих в мире событий с учётом национальных интересов Узбекистана. А это во многом зависит от трех важных факторов: во-первых, качества подготовки журналистских кадров, обладающих многогранными профессиональными знаниями и навыками, высокими нравственными и интеллектуальными качествами, во-вторых, наполнения информационного пространства качественным и конкурентоспособным национальным контентом и в-третьих, от информационной культуры, медиаграмотности нашего населения.
Каринэ Джавакова,
начальник кафедры Государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека Академии МВД Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор
Материалы по теме
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
05.06.2024 |
Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
|
22.05.2024 |
|
15.05.2024 |
Узбекистан на пути к кардинальному улучшению инвестиционной среды
Инвестиции — важный капитал, запускающий и обеспечивающий развитие экономики любой страны, поскольку она напрямую зависит от потока вложений. Капитал не приходит сам по себе. Для этого необходимо улучшать среду, укреплять правовую базу, проводить последовательные реформы, направленные на защиту интересов инвесторов. Узбекистан, открывшийся миру, уже шагнул в этом направлении.
|