04.11.2024 17:31 54
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
Стратегия Узбекистана в ОТГ представляет собой комплекс, охватывающий широкий спектр направлений: от экономических инициатив до культурных проектов. Этот прагматичный подход не только способствует развитию самого Узбекистана, но и создает эффект домино, стимулируя прогресс во всем тюркском мире и превращая объединение во влиятельного игрока на международной арене.
В последние годы страна перешла к более активному взаимодействию с региональными организациями. Эта политика соответствует стратегии Президента Шавката Мирзиёева по открытию страны и укреплению сотрудничества в целях обеспечения устойчивого развития страны.
Ярким изменением курса стало вступление Узбекистана в ОТГ в качестве полноправного члена в 2019 году. Это решение, как отмечают наблюдатели, свидетельствует о стратегической заинтересованности Ташкента в укреплении связей с тюркскими странами.
Страна за короткий срок выдвинула 68 важных инициатив, от развития паломнического туризма до создания платформы информационных технологий, направленных на стимулирование торгово-экономического, культурно-гуманитарного и политического сотрудничества.
В 2023 году Узбекистан председательствовал в ОТГ, проведя более 100 различных мероприятий и продемонстрировал уникальную способность объединять традиции и прогресс в рамках реализации Стратегии «Turkic World Vision 2040».
Страна успешно интегрировала исторические связи тюркских народов с современными технологическими и экономическими тенденциями. Это привело к значительному усилению роли ОТГ на международной арене и открыло новые горизонты для развития всех стран-участниц.
Кульминацией этого процесса стало принятие «Стратегии ОТГ на 2022-2026 годы» на историческом саммите в Самарканде. Документ закладывает фундамент для качественно нового уровня сотрудничества между тюркскими государствами.
Региональный экономический рост
В рамках сотрудничества с тюркскими государствами Узбекистан выдвигает на первый план развитие торгово-экономических связей, рассматривая их как основу для всех внешних взаимосвязей.
Ташкент активно продвигает инициативы, направленные на создание благоприятных условий для взаимной торговли, инвестиций и реализации экономических проектов.
Это проявляется в предложениях по формированию в рамках ОТГ «Пространства новых экономических возможностей», учреждению Инвестиционного фонда и Банка развития ОТГ, а также в организации регулярных мероприятий, таких как Международный тюркский экономический форум с участием представителей мирового бизнеса.
Данные меры направлены на создание целостной структуры механизмов для стимулирования торговли и инвестиций. Они могут способствовать преодолению существующих препятствий и активизации экономического сотрудничества между странами.
Исследование внешнеторгового оборота стран-членов ОТГ за последнее десятилетие показывает, что существует значительный дисбаланс. Темпы роста импорта вдвое опережают темпы увеличения экспорта. При этом большая часть импортируемых товаров и услуг осуществляется из стран, не входящих
в Организацию.
Это открывает возможности для развития экономической кооперации, наращивания внутренней торговли, которая сегодня составляет лишь 5% от общего внешнеторгового оборота, который в 2023 г. вырос на 27%, достигнув 42 млрд долл.
С общим ВВП около 1,8 трлн долл. и населением 175 млн человек, Организация обладает значительным экономическим потенциалом. В последние годы страны-члены ОТГ демонстрируют положительную динамику роста населения в 1,3%. Средний возраст населения тюркских стран – 30 лет. Узбекистан выделяется как страна с наиболее быстрорастущим населением среди членов Организации – 2,2% в 2023 г.
В перспективе, если инициативы Узбекистана будут успешно реализованы и поддержаны другими странами-участницами, это может привести к увеличению роста внутрирегиональной торговли, снижению зависимости от импорта из третьих стран и укреплению экономической устойчивости региона.
Развитие транспортных коридоров тюркского мира
Согласование экономической политики не только обеспечивает развитие торговли, но и расширяет региональную цепочку поставок, создавая более интегрированное экономическое пространство.
Ташкент активно выступает за улучшение транспортных связей, уделяя пристальное внимание развитию железнодорожных и автомобильных сетей.
В этом контексте необходимо отметить, что одним из важных направлений концепции председательствования Узбекистана в ОТГ в 2023 году была работа по созданию условий для развития транспортной инфраструктуры на пространстве тюркских стран, диверсификации глобальных логистических цепочек и транспортных коридоров, формирования единой транзитной сети на пространстве Организации.
Государства-члены ОТГ подписали «План совместных действий по реализации Программы транспортного сообщения ОТГ на 2023-2027 годы». Этот документ направлен на расширение сотрудничества в области транспорта, обеспечение более быстрого транзита товаров и повышение транспортной взаимосвязанности как тюркского пространства, так и регионов за его пределами.
Активно продвигается формирование договорно-правовой базы ОТГ в сфере транзита и таможенного регулирования. Ключевыми элементами этого процесса стали два принятых на саммите в Самарканде соглашения: о создании упрощенного таможенного коридора и о международных комбинированных грузовых перевозках.
Особое значение в этом плане также имеет проект «Среднего коридора», который имеет стратегическое значение, позиционируя ОТГ как ключевое звено в глобальных цепочках поставок между Азией и Европой. Развитие этого коридора улучшает связность внутри региона и открывает новые экономические возможности.
Узбекистан также активно продвигает строительство железнодорожного проекта Китай-Кыргызстан-Узбекистан – часть южного маршрута Среднего коридора, который стал ключевым элементом региональной интеграции. Он обеспечит прямую связь индустриального центра Китая с развивающимися рынками. Ожидается, что новый маршрут сократит расстояние между Дальним Востоком, Ближним Востоком и Южной Европой на 900 км, уменьшит время доставки на 7-8 дней и позволит перевозить 12-15 млн тонн грузов ежегодно.
Не менее важным является участие страны в развитии Трансафганского коридора, который может обеспечить связь Центральной Азии с портами Индийского океана. Это не только укрепит позиции Узбекистана как транзитного хаба, но и будет способствовать обеспечению экономических интересов других стран ОТГ.
Успешная реализация этих проектов может повысить привлекательность региона для мировой экономики, стимулировать развитие новых отраслей экономики и создать больше рабочих мест. Однако для достижения этих целей необходимы не только политическая воля и финансовые ресурсы, но и эффективная координация действий всех стран-членов ОТГ и их международных партнеров.
Культурно-образовательный мост ОТГ
Узбекистан активно участвует в культурном и образовательном сотрудничестве в рамках объединения, отражая приверженность страны укреплению связей со своими тюркоязычными соседями. Признавая мощную роль культурного обмена в содействии более глубокому взаимопониманию и единству, Ташкент инициировал различные программы, направленные на празднование и сохранение общего наследия и традиций тюркского мира.
С момента вступления Узбекистана в ОТГ в 2019 году страна активно продвигает культурные и образовательные инициативы, способствующие развитию тюркского мира. Анализ этих проектов показывает, что они стимулируют прогресс в нескольких ключевых направлениях, способствуют укреплению культурных связей и взаимопониманию между тюркскими народами.
Объявление Хивы в 2020 году «Культурной столицей тюркского мира» и получение Кокандом в 2021 году статуса «Первой туристической столицы тюркского мира» способствовало не только популяризации богатого культурного наследия Узбекистана, привлечению внимания к историческим памятникам тюркской цивилизации, но и простимулировало развитие туризма и культурного обмена между странами Организации.
Более того, по инициативе Президента Шавката Мирзиёева была учреждена международная премия ОТГ имени Алишера Навои «За вклад в единство тюркского мира». Эта награда стимулирует деятелей культуры и искусства к созданию произведений, укрепляющих единство тюркских народов.
Также Узбекистан предложил несколько значимых инициатив в сфере образования. Одной из них является создание Центра креативной молодежи Тюркского мира, который будет способствовать поддержке талантливой молодежи и развитию инновационного потенциала тюркских стран. Кроме того, в декабре 2023 года проведена международная конференция на тему «Джадиды: национальное самосознание, идеи независимости и государственности». Это мероприятие направлено на изучение и популяризацию наследия джадидов — просветителей начала XX века.
Ташкент поддерживает многогранную стратегию сближения стран-участниц, опираясь на общие исторические корни и культурное наследие, стремиться развивать проекты в образовании, культуре и туризме. Примером этого могут служить реализация в рамках Организации таких проектов, как Союз Тюркских Университетов и Программа обмена «Орхон». Эти инициативы, несомненно, способствуют академической мобильности и научному сотрудничеству.
Проводя семинары, практикумы и конференции по темам от истории и лингвистики до современных культурных событий, Узбекистан создал платформы для интеллектуальных и художественных обменов, которые обогащают отношения между государствами-членами ОТГ.
Такой комплексный подход Узбекистана к сотрудничеству
в культурно-гуманитарной сфере не только способствует сохранению тюркской идентичности, но и стимулирует экономическое и социальное развитие стран-участниц, формируя единое пространство для культурного и интеллектуального взаимодействия.
Энергетическая трансформация ОТГ
Узбекистан активно придерживается своей позиции в сфере энергетики в рамках ОТГ, демонстрируя лидерство в развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и продвижении экологически устойчивых решений.
Страна ставит перед собой амбициозные цели, включая увеличение доли возобновляемой энергетики до 40% к 2030 году, что делает ее одним из ключевых факторов энергетической трансформации региона.
Основные усилия Узбекистана в этой сфере направлены на развитие солнечной и ветровой энергетики, а также строительство гидроэлектростанций совместно с Казахстаном и Кыргызстаном.
Данные проекты не только позволяют сократить объемы ископаемого топлива, но и уменьшить выбросы парниковых газов на значительные 1,6 млн. тонн углекислого газа ежегодно.
Внедрение современных технологий хранения энергии
и создание в странах аккумуляторных накопителей позволяют обеспечить стабильность энергоснабжения и повысить эффективность использования возобновляемых источников.
Кроме того, Ташкент активно продвигает инициативу по внедрению Концепции «Тюркское движение к зеленой энергетике», которая способствует развитию регионального сотрудничества в области ВИЭ и борьбы с изменением климата.
Таким образом, Узбекистан задает тон для долгосрочного развития зелёной энергетики в тюркском мире, создания акцентов на инновациях и климатической тематике.
Инновационный прогресс в тюркском мире
Узбекистан применяет целенаправленный и стратегический подход к развитию инноваций и технологий в рамках ОТГ, что отражает его стремление стать лидером по цифровым трансформациям и технологическому прогрессу.
Страна активно работает над улучшением своих позиций
в Глобальном инновационном индексе (GII), ставя перед собой задачу войти в топ-50 стран к 2030 году. Уже сейчас Узбекистан занимает 82-е место, что делает его одним из лидеров региона Центральной и Южной Азии по инновационному развитию.
Члены ОТГ в GII имеют следующие позиции: Турция занимает 39-е место, Казахстан — 81, Узбекистан — 82, Азербайджан — 89, Кыргызстан — 106, наблюдатели: Венгрия — 35, а Туркменистан не включен в рейтинг.
Узбекистан активно развивает технологическое и инновационное сотрудничество в рамках ОТГ, реализуя всеобъемлющий подход к цифровым трансформациям и развитию высоких технологий.
Сотрудничество с другими государствами-членами ОТГ, такими как Турция, Казахстан и Азербайджан, позволяет стране не только развивать передовые практики, но и совместно развивать ключевые направления, включая научно-исследовательскую деятельность, цифровую трансформацию, развитие технопарков и телекоммуникационных технологий.
Ташкент активно продвигает комплексную стратегию развития тюркского пространства, фокусируясь на создании Научно-исследовательского центра ОТГ для развития человеческого капитала, стимулировании «экономики знаний» и «креативной экономики», внедрении передовых технологий (включая электронные, квантовые вычисления и робототехнику), а также на подготовке специалистов для Индустрии 4.0, что направлено на повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности региона в глобальной экономике.
В рамках первой встречи министров промышленности, науки
и технологий ОТГ, прошедшей в конце октября в Стамбуле, Узбекистан отметил приоритетные сферы взаимодействия: научно-исследовательское сотрудничество, цифровая трансформация, развитие технопарков и космические технологии.
Страна активно занимается сама и поддерживает международные образовательные программы. Показательным является проект «Seeds for the Future 2024», (Семена будущего 2024) в рамках которого студенты ведущих узбекских университетов получили возможность изучить передовые технологии, включая 5G, искусственный интеллект, облачные вычисления и Wi-Fi 7. Это также способствует созданию высококвалифицированного человеческого капитала.
В целом, узбекская сторона не только оценивает свою позицию внутри ОТГ как одного из лидеров инновационного развития, но
и создает платформу для дальнейшего роста технологического потенциала во всем тюркском мире.
Таким образом, с момента вступления в Организацию тюркских государств в 2019 году Узбекистан реализует стратегию комплексного и дальновидного подхода к сотрудничеству в рамках ОТГ. К сегодняшнему дню страна вовлечена в многостороннее партнерство, охватывающее свыше 30 различных аспектов совместной деятельности.
Выдвигаемые инициативы включают широкий спектр интересов и нацелены на создание устойчивой платформы для долгосрочного взаимодействия.
Ташкент в рамках Организации уделяет особое внимание практическим механизмам сотрудничества, инновационным проектам и соблюдению культурных связей, что свидетельствует о стремлении страны не только к экономической поддержке, но и к формированию общего цивилизационного пространства.
Алишер Кадиров,
руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Материалы по теме
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
05.06.2024 |
Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
|
22.05.2024 |
|
15.05.2024 |
Узбекистан на пути к кардинальному улучшению инвестиционной среды
Инвестиции — важный капитал, запускающий и обеспечивающий развитие экономики любой страны, поскольку она напрямую зависит от потока вложений. Капитал не приходит сам по себе. Для этого необходимо улучшать среду, укреплять правовую базу, проводить последовательные реформы, направленные на защиту интересов инвесторов. Узбекистан, открывшийся миру, уже шагнул в этом направлении.
|