29.03.2025 16:05 10
31 марта в Худжанде состоится поистине историческое событие – саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
По его итогам главы государств подпишут Договор о точке стыка государственных границ, что говорит о твердой решимости превратить государственные границы в зону мира, стабильности и совместного развития, способствующую укреплению безопасности и процветания всего региона.
Решение пограничных вопросов между тремя странами, разделяющими Ферганскую долину – это результат многолетней кропотливой работы, искреннего диалога и сотрудничества, основанного на принципах уважения суверенитета, равенства и взаимной выгоды. Оно открывает совершенно новые перспективы для развития всестороннего партнёрства, способствуя укреплению доверия и дружбы между народами трех стран, улучшению качества их жизни.
При этом следует особо отметить, что немаловажную роль в этом процессе сыграла консолидация всего региона, которая по сути заложила основу для урегулирования возникающих вопросов исключительно в духе компромисса и взаимного уважения интересов друг друга.
Многие эксперты сходятся во мнении, что Центральная Азия за довольно короткий промежуток времени полностью перевернула представление о себе в позитивном русле. Еще в недалеком прошлом отношения между странами были переполнены нерешенными проблемами и острыми противоречиями, будь то вопросы границ, либо водопользования.
Однако казавшиеся совсем недавно неизбежными межгосударственные конфликты сегодня уже представляются нелепым сценарием. На смену подозрениям, скептицизму и нездоровому соперничеству пришли доверие, взаимопонимание и стремление сообща решать общие проблемы, стоящие перед регионом.
Сегодня благодаря политической консолидации лидеров стран Центральная Азия превратилась в пространство доверия, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Регион стал более устойчивым и стабильным, самостоятельно преодолевая возникающие вызовы и угрозы, вышел на траекторию поступательного развития, трансформируясь в центр экономической и инвестиционной активности.
Центральная Азия начала играть все более важную роль в формировании глобальной повестки в качестве ответственного и предсказуемого субъекта международных отношений.
Важный вклад в процессы регионального сближения внесла проактивная внешняя политика Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, который с первых дней вступления в должность руководителя страны определил в качестве ключевого приоритета внешнеполитической деятельности Узбекистана регион Центральной Азии.
Основными задачами региональной политики стали укрепление добрососедства и доверия, урегулирование существующих проблем, развитие общерегионального сотрудничества, активное взаимодействие на международной арене.
Организованная по инициативе Узбекистана Международная конференция высокого уровня под эгидой ООН «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее» в ноябре 2017 года в г.Самарканде заложила основу для дальнейших действий по выстраиванию принципиально нового формата регионального партнёрства,
а также проведения регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА).
Это, в свою очередь, создало необходимые условия для формирования здорового политического климата в регионе, позволила кардинально улучшить межгосударственные отношения, заложив основы для дальнейшей консолидации Центральной Азии.
Запуск механизма КВГГЦА стал переломным моментом в истории ЦА. Консультативные встречи превратились в ключевую платформу для обсуждения стратегических вопросов и принятия важных решений. В последние годы она трансформировалась в практический механизм развития и укрепления договорно-правовой базы и институциональных основ межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии.
Состоялся запуск различных механизмов, включая встречи руководителей внешнеполитических и отраслевых министерств.
На регулярной основе проходят встречи женщин-лидеров, ректоров, учёных, молодёжи, экономические форумы и выставки, целый ряд культурно-гуманитарных мероприятий.
Итогом многолетнего взаимодействия в рамках данного формата стало принятие концептуальных документов, в том числе долгосрочного характера. В частности, в ходе астанинского саммита в августе 2024 г. была принята Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия – 2040», которая закрепила приверженность стран совместному решению актуальных проблем и дальнейшему углублению кооперационных процессов в регионе.
Более того, принятая на том же саммите Дорожная карта по развитию регионального сотрудничества на 2025-2027 годы демонстрирует готовность государств региона к наращиванию активных действий, подчеркивает их стремление к практической реализации достигнутых договоренностей.
Вместе с тем, политическая консолидация и высокий уровень доверия способствовали активному экономическому росту. Начиная с 2016 года совокупный региональный ВВП увеличился на более чем 80%, приблизившись по итогам 2024 года почти к 500 млрд. долларов.
При этом в последние годы страны Центральной Азии вышли за рамки традиционной торговли, наращивая промышленную кооперацию, совместные инвестиционные проекты и производство с высокой добавленной стоимостью. Это ведет к формированию единого регионального рынка, интегрированной транспортной и энергетической системы, а также новых логистических маршрутов.
Кроме того, в регионе создаются приграничные торгово-индустриальные зоны. В двустороннем формате запущены Узбекско-Кыргызский и Узбекско-Таджикский инвестиционные фонды для финансирования крупных совместных проектов.
В рамках этих институтов уже начата реализация проектов кооперации в автомобилестроении, электротехнике, текстильной промышленности, сельском хозяйстве. В совокупности это открывает новые возможности по налаживанию производства импортозамещающей продукции, обеспечению устойчивости промышленной инфраструктуры ЦА.
Иными словами, процессы регионального сближения сыграли решающую роль в урегулировании пограничных вопросов, которые на протяжении долгих лет оставались сложными и чувствительными для отдельных государств Центральной Азии.
В частности, Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми странами региона, полностью согласовал вопрос границ с Казахстаном, делимитировал границы с Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Наряду с этим, упрощаются визовые режимы пребывания и улучшается пропускная способность в пунктах пропуска, что благоприятствует увеличению взаимных поездок граждан. Узбекистан поддерживает безвизовый режим пребывания со всеми странами Центральной Азии, за исключением Туркменистана.
Сегодня граждане Узбекистана и Казахстана имеют возможность совершать взаимные поездки со сроком 30 дней без регистрации. Между Узбекистаном и Кыргызстаном установлен безвизовый режим сроком до 60 дней, а с 1 сентября 2023 г. стало возможным использование ID-карты (вместо заграничных паспортов) для взаимных поездок граждан двух государств. В свою очередь, граждане Таджикистана и Узбекистана могут до 30 дней находиться на территориях стран без оформления визы.
Знаковым событием уходящего месяца стало подписание Договора о государственной границе между Кыргызстаном и Таджикистаном. По сути, многолетний спор двух стран ушел в историю, знаменуя собой начало нового этапа взаимовыгодного сотрудничества. Более того, стороны возобновили работу двух контрольно-пропускных пунктов на границе, которые были закрыты на протяжении четырех лет, а также договорились о восстановлении авиасообщения.
В данном контексте подписание Договора о точке стыка границ между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном будет иметь особенно важное значение для развития Ферганской долины – одного из самых густонаселенных и экономически активных регионов Центральной Азии. На ее территории проживает свыше 16,5 млн. жителей или 20% от общей численности пяти стран. Плотность населения в долине составляет около 200 человек на кв. км, что в 12 раз больше среднего показателя по ЦА.
Урегулирование пограничных вопросов и снятие прежних ограничений создадут благоприятные условия для углубления торгово-экономического сотрудничества, развития транспортной взаимосвязанности и промышленной кооперации. Ожидается, что упрощение режима пересечения границ положительно скажется на развитии бизнеса, трансграничной торговли и расширении возможностей для трудовой миграции.
Кроме того, соглашение откроет новые перспективы для совместных инфраструктурных проектов, включая модернизацию транспортных коридоров, создание логистических центров
и развитие приграничных торгово-индустриальных зон. Это, в свою очередь, будет способствовать активизации экономической жизни, росту инвестиций и созданию новых рабочих мест, что особенно важно для динамично развивающейся Ферганской долины.
Таким образом, трёхсторонний саммит в Худжанде станет
не только логическим продолжением курса на укрепление регионального сотрудничества, но и важным сигналом всему миру
о том, что Центральная Азия готова самостоятельно решать сложные вопросы мирным путем, через диалог и взаимные договоренности.
Азамат Сулиманов,
Руководитель отдела ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Саидбек Маматкобилов,
Ведущий научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан
Материалы по теме
25.02.2025 |
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения
Сотрудничество стран Центральной Азии в сфере обеспечения энергетической безопасности: проблемы и пути их решения. Многие государства, ранее полагавшиеся исключительно на собственные ресурсы или налаженные поставки извне, сегодня вынуждены пересматривать свою энергетическую политику. Приоритеты смещаются в сторону повышения энергоэффективности, диверсификации источников энергии и более активного использования возобновляемых источников.
|
29.01.2025 |
УЗБЕКИСТАН - МАЛАЙЗИЯ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Узбекистан и Малайзия могут находиться в разных частях света, в Центральной Азии и Юго-Восточной Азии, но мы активно развиваем взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Туризм является ключевой сферой нашего партнерства. Несмотря на значительное географическое расстояние между нами, существует огромный потенциал для углубления связей в туристической отрасли, что, в свою очередь, принесет пользу экономике и будет способствовать культурному обмену. Туризм играет важную роль в экономике обеих стран, создавая рабочие места, способствуя развитию инфраструктуры и улучшая связи между двумя государствами.
|
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|