02.06.2023 09:10 277
Проводимая в последние годы руководством Узбекистана новая проактивная внешняя политика, определившая главным приоритетом укрепление добрососедства и взаимного доверия в Центральной Азии, обеспечила кардинальные сдвиги в развитии процессов регионального сотрудничества и усилила взаимосвязанность государств ЦА.
Исходя из своих национальных интересов, основываясь на исторической, культурной и духовной общности центральноазиатских народов, Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой и конструктивной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение проблем региона со странами Центральной Азии на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов. Это позволило значительно улучшить политическую атмосферу в регионе и повысить градус доверия.
Сегодня страны Центральной Азии консолидировали усилия по разрешению системных проблем, сдерживавших межгосударственное сотрудничество. В результате активно развивается многоуровневое и многоплановое взаимодействие, в том числе в сферах экономической кооперации, обеспечения безопасности и стабильности региона, укрепления культурно-гуманитарных связей, проведения скоординированной внешней политики.
Созидательная региональная политика Узбекистана получила поддержку всех государств Центральной Азии, благодаря чему сегодня активизируется политический диалог, расширяются торгово-экономические, промышленно-кооперационные, транспортно-логистические, энергетические, водно-экологические, межрегиональные связи. Это способствует росту политико-дипломатической и экономической привлекательности Центральной Азии, укреплению ее субъектности.
В этом ключе важной платформой для расширения сотрудничества стран региона стал созданный в 2018 году механизм проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии (КВГГЦА). За короткое время этот формат стал эффективной площадкой для доверительного конструктивного обсуждения и согласованного решения общих проблем стран Центральной Азии.
Поистине историческим и прорывным событием, которое открыло новую страницу в развитии пятистороннего партнерства и вывело региональное сотрудничество в практическую плоскость, стала прошедшая в 2022 году в Кыргызстане 4-я Консультативная встреча.
Особенностью данного саммита стало то, что лидеры стран не просто ограничились подписанием Совместного заявления, а впервые приняли важные концептуальные документы – Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве стран Центральной Азии в XXI веке, «Дорожную карту» по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 годы, Концепцию взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов и Региональную программу «Зеленая» повестка для Центральной Азии». Тем самым были закреплены стратегические договоренности, определяющие приоритеты и действенные меры по дальнейшему развитию регионального взаимодействия.
Важно отметить, что все эти документы не только создали качественную базу для межгосударственного сотрудничества, но самое главное – определили долгосрочный региональный стратегический курс, собственную модель развития Центральной Азии.
При этом в успешном продвижении новой региональной политики и развития взаимосвязанности важнейшую роль сыграли следующие факторы:
Во-первых, интенсивная дипломатия главы Узбекистана и активизация политического диалога на всех уровнях. С 2016 года по настоящее время состоялось более 90 встреч Президента Узбекистана с лидерами стран Центральной Азии в рамках двусторонних и многосторонних форматов. В ходе контактов на высшем уровне решались ключевые вопросы развития двустороннего, регионального и международного сотрудничества.
Прорывными стали подписанные по итогам прошедших в 2022 году узбекско-таджикского и узбекско-казахстанского саммитов Декларация об укреплении вечной дружбы и союзничестве между Узбекистаном и Таджикистаном и Договор о союзнических отношениях между Узбекистаном и Казахстаном.
Кроме того, в ходе визитов Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в октябре 2022 года в Туркменистан и в январе 2023 года в Кыргызстан были приняты Декларация об углублении стратегического партнерства и Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Подписание этих документов стало историческим событием и открыло новую веху в отношениях Узбекистана со странами Центральной Азии. Поскольку достигнутые договоренности определяют приоритеты дальнейшего долгосрочного взаимодействия и нацелены на наращивание сотрудничества по всем направлениям, что отвечает жизненно важным интересам наших народов. Примечательно, что данные договоры имеют важное значение не только для двусторонних отношений, но и для устойчивого развития всей Центральной Азии.
Наряду с этим наблюдается активизация межпарламентских, межправительственных и межведомственных встреч, в ходе которых обеспечивается правовое сопровождение реализации двусторонних и многосторонних договоренностей, реализуется потенциал в отраслях экономики, вырабатываются и определяются приоритеты дальнейшего расширения сотрудничества.
Во-вторых, поступательное и конструктивное решение вопросов делимитации и демаркации государственной границы.
К настоящему времени Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми странами региона, которая согласовала вопрос границы с Казахстаном, делимитировала границы с Туркменистаном и Таджикистаном. Вышла на важные договоренности с Кыргызстаном.
В частности, за период 2017-2022 годов были согласованы и подписаны соглашения по делимитации 1170 километров границы с Кыргызстаном, 193 километра – с Таджикистаном. Проведена демаркация государственной границы протяженностью 2356 километров с Казахстаном, с которым полностью согласована линия госграниц. На завершающей стадии переговоры с Таджикистаном и Туркменистаном.
Вместе с тем, Узбекистан и Кыргызстан продолжают поэтапно решать вопросы юридического оформления участков госграниц. В этом контексте хотелось бы отметить, что только за 2018 год страны делимитировали 85% границы. Очередным шагом в этом направлении стала ратификация в ноябре 2022 года Ташкентом и Бишкеком Договора между Узбекистаном и Кыргызстаном об отдельных участках межгосударственной границы.
На этом фоне остальные страны Центральной Азии также стремятся политико-дипломатическими способами урегулировать свои пограничные вопросы. В частности, Казахстан завершил процесс демаркации госграницы с Кыргызстаном и Туркменистаном, ведутся активные переговоры между Кыргызстаном и Таджикистаном.
В целом, подписание соглашений по границам и возобновление работы пограничных пунктов пропуска значительно укрепило политическое доверие, привело к активизации контактов и торговли между жителями приграничных территорий. Все это способствует стабильному и динамичному развитию регионального сотрудничества.
В-третьих, раскрытие регионального торгово-экономического, транспортного и энергетического потенциала.
Сформированный новый политический климат и открытие границ придали мощный толчок развитию экономического сотрудничества в регионе. В частности, между странами Центральной Азии наращивается взаимовыгодное сотрудничество, усиливаются кооперационные связи и транспортно-коммуникационная взаимосвязанность, регион трансформируется в развитый емкий рынок, растет его инвестиционная привлекательность.
Как следствие, с 2016 года по 2022 год число совместных предприятий увеличилось в пять раз, в 4 раза – с 5,5 до 20 миллиардов долларов США выросла внутрирегиональной торговля, общий объем внешней торговли региона увеличился почти в 2 раза, достигнув более 200 миллиардов долларов, доля инвестиций в Центральной Азии от общего объёма в мире повысилась с 1,6% до 2,8%, составив в 2022 году около 40 миллиардов долларов.
Соответственно, в прошлом году среднегодовой темп развития экономики региона составил 6,2%, что в 2 раза выше общемировых показателей, составивших 2,6%. При этом общерегиональный объем ВВП по сравнению с 2000 годом (46 миллиардов долларов) увеличился в 8,6 раза, составив 397 миллиардов долларов.
Ожидается, что в течение последующих 10 лет регион потенциально может привлечь до 170 миллиардов долларов иностранных инвестиций, в том числе 40-70 миллиардов долларов – в несырьевые отрасли.
Реализуются новые формы экономического сотрудничества, в частности создаются приграничные индустриально-торговые зоны, развивается межрегиональное сотрудничество, наращивается промышленная кооперация. Эти аспекты выступают катализатором роста экономик стран Центральной Азии, создают прецеденты и закладывают прочный фундамент устойчивого развития и стабильности региона.
Более того, центральноазиатские страны начинают активно взаимодействовать в транспортной и энергетической сферах. В частности, государствами совместно реализуются такие флагманские проекты, как строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», Трансафганского коридора, Камбаратинской ГЭС-1, и другие. Они позволят интегрироваться экономикам, окажут положительное влияние на развитие транспортно-логистических сетей региона, способствуют росту энергетического потенциала и совместному рациональному использованию трансграничных водных ресурсов. При этом важно отметить, что инициируемые республиками транспортные и энергетические крупные трансграничные инфраструктурные проекты получают всестороннюю поддержку всех государств Центральной Азии, что свидетельствует об их готовности к дальнейшему укреплению региональной взаимосвязанности.
В-четвертых, наращивание культурно-гуманитарных связей.
С первых дней своего президентства Шавкат Мирзиёев особое внимание придает развитию межкультурного диалога в Центральной Азии, который является основой укрепления добрососедства и сотрудничества, мира и спокойствия в регионе.
При этом в последнее время благодаря политической воле и совместным усилиям лидеров стран Центральной Азии тренд на дальнейшее сближение народов и развитие культурно-гуманитарных отношений обретает устойчивый и необратимый характер.
Так, увеличилась частота проведения в центральноазиатских странах различных совместных культурно-гуманитарных мероприятий и встреч: Дни культуры, литературы, искусства и кино, Дни творческой интеллигенции, Вечера дружбы, различные форумы и фестивали, которые в том числе способствуют укреплению межконфессионального согласия в регионе.
Необходимо отметить, что все страны также проявляют высокую заинтересованность к углублению совместного сотрудничества в сфере образования, здравоохранения, туризма, молодежной политики.
По этим направлениям регулярно проводятся региональные форумы, конференции, разрабатываются и реализуются программы по развитию долгосрочного сотрудничества.
Одним из ключевых факторов объединения региона становится формирование региональной идентичности. Страны Центральной Азии начали придавать важное значение укреплению в регионе чувства сопричастности, сплоченности и утверждению осознания общей ответственности за будущее региона, опираясь на общность культурно-исторического цивилизационного и духовного наследия государств региона.
Укрепление культурно-гуманитарных связей и региональной идентичности уже выступает фундаментом и драйвером кооперации, способствуют эффективному преодолению вызовов и угроз современности.
В-пятых, консолидация усилий в рамках выстраивания региональных отношений с внешними партнерами.
Основой для активизации совместной деятельности в этом направлении стало принятие в 2022 году в ходе 4-й Консультативной встречи глав государств ЦА «Концепции взаимодействия государств Центральной Азии в рамках многосторонних форматов». Этот документ фактически запустил процесс формирования субъектности Центральной Азии, поскольку направлен на укрепление политического диалога и сотрудничества в регионе как единого целого. Концепция создает основу для выработки центральноазиатскими странами общих подходов и единой позиции в выстраивании взаимоотношений с внерегиональными партнерами.
Между тем, за последние годы увеличились форматы диалога «Центральная Азия плюс», инициативы стран региона получают поддержку в ООН. Так, на сегодняшний день функционируют 10 диалоговых площадок, из них 6 были созданы за последние 4 года. Необходимо отметить, что начиная с 2022 года, многие из этих форматов проводятся на уровне глав государств.
Более того, если в период с 1991-го по 2016 год в ООН по инициативе стран Центральной Азии было принято около 20 резолюций, то с 2016 года по настоящее время принято 18 резолюций.
В документах отражены такие важные для региона вопросы, как устойчивое развитие, безопасность, установление мира и доверия в регионе. Особое внимание уделяется развитию трансграничного сотрудничества, укреплению транспортных связей и продвижению туризма.
Важное место занимают вопросы защиты прав молодежи и поощрения толерантности. При этом продвижение важных инициатив в рамках ООН способствовало росту международного значения региона, его восприятия как единого целого.
Важно отметить, что в последние годы государства Центральной Азии все больше выступают с похожих или единых позиций в рамках региональных многосторонних организаций, включая СНГ, ШОС, ОТГ, СВМДА и другие.
При этом они исходят из региональных интересов, придерживаются общерегиональных подходов, оказывают взаимную поддержку выдвигаемым инициативам.
Укрепляя региональную интеграцию и отношения с внешними партнерами, центральноазиатские страны начали развивать межрегиональные связи с сопредельными регионами, в первую очередь с Южной Азией.
В частности, предложенная в 2020 году Узбекистаном инициатива по развитию взаимосвязанности Центральной и Южной Азии получила всестороннюю поддержку как со стороны стран-соседей, так и международного сообщества.
Президент Узбекистана неоднократно отмечал, что укрепление взаимосвязанности и объединение потенциалов Центральной и Южной Азии обеспечит стабильность и процветание наших стран. В этих целях в 2021 году в ходе Конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» в Ташкенте был запущен широкий диалог между странами Центральной и Южной Азии.
Логическим продолжением этого стало принятие 11 июля 2022 года Генассамблеей ООН специальной резолюции об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, инициированной Узбекистаном и разработанной в соавторстве с 40 странами. Несомненно, она будет способствовать формированию в Центральной и Южной Азии пространства совместного развития, надежной системы безопасности, политических, торгово-экономических отношений в интересах всех участников.
Значимым достижением можно назвать выдвинутую Туркменистаном и поддержанную всеми странами региона резолюцию Генеральной Ассамблеей ООН, объявляющую Центральную Азию зоной мира, доверия и сотрудничества, которая была принята 28 июля 2022 года.
Это знаменует формирование новой парадигмы взаимодействия в Центральной Азии и становление региона в качестве пространства взаимовыгодного сотрудничества и доверия, а не конкуренции.
В целом Узбекистан, задав динамичный темп региональным процессам и кооперации, намерен продолжить проактивную, инициативную и конструктивную дипломатию в Центральной Азии. Этому также будут способствовать формирующиеся в Узбекистане благоприятные условия на фоне реализуемых во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым экономических преобразований и политических реформ.
В этом ключе состоявшийся 30 апреля в стране референдум по принятию Конституции Узбекистана в новой редакции, обновививший Основной закон на 65%, безусловно позитивно отразится на внешнеполитической деятельности Ташкента.
Уже в преамбуле в обновленной Конституции заявлено о стремлении страны к укреплению и развитию дружественных отношений с мировым сообществом, прежде всего с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия.
Среди ключевых принципов внешней политики наряду с такими общепризнанными принципами международного права, как суверенное равенство государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела других государств, определяется новый принцип внешней политики уважения прав и свобод человека.
Более того, внешнеполитической задачей конституционного ранга определяется проведение миролюбивой и дружественной политики со всеми государствами и международными организациями.
Несомненно, приоритетизация прав и свобод человека, мира и дружбы во взаимоотношениях с внешними акторами будет способствовать продвижению и укреплению регионального сотрудничества.
В свою очередь, нацеленность страны на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями позволит активизировать и задействовать потенциал для развития регионального взаимодействия на долгосрочную перспективу.
При этом стоит учесть, что в реализации внешнеполитической деятельности страны Узбекистан прежде всего исходит из высших интересов народа, его благосостояния и безопасности.
Резюмируя, можно с уверенностью констатировать, что прилагаемые Узбекистаном усилия, направленные на всестороннее практическое наращивание региональной взаимосвязанности, а также готовность стран Центральной Азии к дальнейшей кооперации, продолжат укреплять новую региональную модель сотрудничества, призванную обеспечить безопасное стабильное и устойчивое развитие во благо народов, проживающих в странах региона.
Мурод Узаков,
руководитель Центра Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан
Материалы по теме
25.10.2024 |
Узбекистан ввел годовые рейтинги государственных органов по индексу открытости
В Узбекистане проводятся глубокие реформы по демократизации государственного управления открыто и при широком участии общественности. Ведение такой политики исходит из обязанности государства обеспечить конституционные права граждан Узбекистана на участие в управлении делами общества и государства, получения информации. Эта политика играет ключевую роль в успешном преобразовании государственного аппарата и укреплении доверия между государством и обществом.
|
03.10.2024 |
Государство и гражданское общество в Новом Узбекистане консолидируют усилия в противодействии коррупции
За годы независимости в Узбекистане все больше возрастает роль гражданского общества. Представители гражданского общества не только вовлекаются, но и сами проявляют активную инициативу в жизнедеятельности общества и государства.
|
11.07.2024 |
Приоритет Нового Узбекистана – поддержка подрастающего поколения
18,9 млн. жителей Узбекистана молодые люди и дети в возрасте до 30 лет составляют 54 процента из которых 9,5 миллиона мужчины,
а 9,4 женщины. В целях укрепления правовых основ государственной молодежной политики в республике в 2017 – 2021 годах было принято более 50 законов и подзаконных актов, 30 июня объявлено “Днем молодежи”.
|
19.06.2024 |
Узбекистан впервые в истории вошел состав Административного совета Международной организации труда
7 июня в штаб-квартире Международной организации труда (МОТ) в городе Женеве на 112-й конференции Международной конференции труда состоялись выборы членов Административного совета организации и их заместителей на 2024-2027 годы.
По итогам голосования Узбекистан получил наибольшее число голосов
|
11.01.2024 |
Узбекистан: нововведения в интересах человека
Для отечественной сферы труда 2023 год стал знаменателен тем, что 30 апреля прошлого года в республике вступил в силу обновленный кодекс, регулирующий трудовые отношения на основе баланса интересов работников, работодателей и государства.
|
21.12.2023 |
Повышение правовой культуры и правосознания населения в Узбекистане
Повышение правовой культуры и правосознания являются фундаментальными принципами справедливого и процветающего общества. В Узбекистане продвижение правовой культуры и развитие правосознания населения стали важными задачами в последние годы. Об этом свидетельствует лишь арсенал нормативно-правовых актов, принятых за минувшие годы, также как колоссальные реформы, осуществляемые руководством страны.
|
06.12.2023 |
Узбекистан укрепляет основы политической стабильности, укрепляя межэтническое согласие и дружественную обстановку в Центральной Азии
Узбекистан расположенный на перекрестке Великого Шелкового пути, на протяжении веков служил уникальным мостом, соединяющим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию с ее богатым культурным и историческим наследием. На этой священной земле родились и прославились всему миру сотни великих ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой науки, заложивших фундаментальные научные основы различных дисциплин.
|
02.04.2023 |
Группа извращенцев ЛГБТ из Европы снова осквернила горы Кыргызстана
Поднимая свои флаги на нашей земле европейские "активисты" оскорбляют чувства всех правоверных мусульман нашей страны
|
01.05.2021 |
|
16.07.2017 |
Откровения мам «особенных» детей
Часто мамам «особенных» детей приходится слышать в роддоме слова «брось его он(а) не будет нормальным человеком, ты еще молодая родишь, еще и др. обидные и неприятные слова
|