03.10.2024 19:46 79
За годы независимости в Узбекистане все больше возрастает роль гражданского общества. Представители гражданского общества не только вовлекаются, но и сами проявляют активную инициативу в жизнедеятельности общества и государства.
Особенно эта роль стала всё ярче проявляться в вопросах противодействия коррупции. Безусловно, коррупция и общество – понятия несовместимые. Условием процветания общества является жизнедеятельность, свободная от коррупции. И для этого должны быть созданы все необходимые основы, что является первостепенной обязанностью государства.
С этой целью в Узбекистане были, в первую очередь, созданы правовые основы, что в полной мере соответствует международным стандартам, закрепленным в статье 13 Конвенции ООН против коррупции.
Политическая воля Президента Шавката Мирзиёева по созданию необходимых правовых основ содействия активного участия институтов гражданского общества в предупреждении коррупции отражена в принятии таких актов законодательства как законы «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле», постановления «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах», «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля», «О мерах по внедрению системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции» и других нормативно-правовых актах.
Данные нормы, а также указ Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» создают основу для организации деятельности Агентства по противодействию коррупции по реализации такой задачи как формирование в обществе нетерпимого отношения ко всем проявлениям коррупции путем разработки и реализации комплексных программ, направленных на повышение правового сознания и правовой культуры граждан, распространения информации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, а также организации антикоррупционного обучения. В этих целях Агентством в различных направлениях устанавливается тесное сотрудничество с институтами гражданского общества и иными представителями негосударственного сектора. Это такие направления как:
1) повышение правового сознания и правовой культуры граждан;
2) распространения информации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
3) организация антикоррупционного обучения;
4) организация социологических, научных и иных исследований состояния, тенденций и причин коррупции, эффективности реализации антикоррупционных мер с выработкой предложений по повышению действенности предупреждения и противодействия коррупции;
5) участие в процессах обеспечения прозрачности и открытости деятельности по предупреждению и противодействию коррупции, в координации и мониторинге сферы обеспечения открытости деятельности государственных органов и организаций;
6) оказание содействия в реализации эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций и др.
Все направления взаимообусловлены и взаимосвязаны, имеют неоценимое назначение в вопросах формирования нетерпимости общества к коррупции и антикоррупционной культуры граждан. И для реализации этой задачи и выполнения поручения главы страны были предприняты концептуальные шаги по созданию институциональных основ обеспечения взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.
Первое. При создании Национального совета противодействия коррупции в составе предусмотрено участие 25 процентов представителей гражданского общества, в территориальных советах – 37 процентов. Тем самым обеспечена площадка для диалога государственных органов и институтов гражданского общества по вопросам определения приоритетных направлений антикоррупционной политики, обсуждения проблемных вопросов и выработки путей решения, и самое главное, служит необходимой платформой для обеспечения подотчетности руководителей государственных органов перед широкой общественностью.
Второе. В Агентстве по противодействию коррупции образован Общественный совет, в составе которого 63 процентов представители гражданского общества. Члены совета принимают активное участие в мониторинге и оценке планов мероприятий антикоррупционной политики, в выдвижении замечаний и предложений по проектам нормативно-правовых актов, в осуществлении правового просвещения и новелл в сфере противодействия коррупции. При этом члены совета устанавливают взаимодействие и сотрудничество с другими общественными советами государственных органов и оказывают им содействие в повышении эффективности и потенциала в реализации общественного контроля, в ознакомлении с антикоррупционными инструментами. Например, Общественным советом Агентства были инициировано слушание руководства министерства здравоохранения по наболевшим вопросам общественности и по оценке состояния реализации проекта «сфера вне коррупции» в системе здравоохранения.
Третье. Для организации социологических, научных и иных исследований состояния, тенденций и причин коррупции, эффективности реализации антикоррупционных мер с выработкой предложений по повышению действенности предупреждения и противодействия коррупции установлено эффективное сотрудничество с Общенациональным движением «Юксалиш» и международной неправительственной организацией «Региональный диалог» (Словения). В рамках совместной деятельности был запущен проект «Антикоррупционная лаборатория», целью которого является проведение анализа сфер повышенного риска коррупции с привлечением общественности и разработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов и снижению коррупционных рисков в соответствующих сферах. До настоящего времени были реализованы исследования по таким направлениям как оценка добропорядочности и коррупционных рисков при приеме в начальную школу, факторы и риски недобропорядочности при организации дошкольных учреждений на основе государственно-частного партнерства, коррупционные риски при оказании акушерских услуг, риски недобропорядочности при оценке знаний студентов в сфере высшего образования.
Четвертое. Общественность активно вовлекается в процессы мониторинга открытости и оценку эффективности антикоррупционной политики государственных органов также путем функционирования в составе экспертных комиссий по оценке этих процессов. Так, в составе экспертной группы по независимой оценке рейтинга эффективности деятельности по противодействию коррупции 33 процента участников – представители гражданского общества, а среди членов комиссии по оценке эффективности и результативности деятельности в сфере обеспечения открытости представителей общественности 18 процентов.
Безусловно, основой качественного участия общественности в процессах предупреждения коррупции является принятие необходимых мер по повышению правового сознания и правовой культуры граждан, распространения информации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, организации антикоррупционного обучения. В этих целях на системной основе проводятся тренинги с участием международных экспертов и специалистов-представителей гражданского общества зарубежных стран для ознакомления с международными стандартами и передовой практикой других стран в этой сфере. Были проведены мероприятия, направленные, в частности на повышение потенциала журналистов, представителей нно и блогеров в освещении вопросов противодействия коррупции, повышение роли общественных советов при министерствах и ведомствах и привития навыков применения антикоррупционных инструментов и др. В стране принимаются меры по внедрению программы Глобального ресурса ООН по антикоррупционному просвещению и повышению антикоррупционной активности молодёжи.
Заложена еще одна хорошая практика: объявление грантов и социальных заказов Общественным фондом поддержки негосударственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и международными партнерами по проблемам исследования и предупреждения коррупции. В частности, в течение 2021 и 2022 годов были объявлены конкурсы по 12 проектам. В рамках проектов были проведены общественные исследования, повышена квалификация журналистов, проведена работа с женщинами и молодежью, подготовлены пособия для школ и дошкольных учреждений. На реализацию этих проектов негосударственными некоммерческими организациями выделено 70 тысяч долларов США – международными партнерами, а также 500 миллионов сумов ($1 = 12 755,84 сум на 25.09.2024г.) – Общественным фондом при Олий Мажлисе. Примечательно, что большинство победивших ННО являются ННО, которые функционируют в регионах (в Сырдарьинской, Ферганской, Навоийской, Бухарской областях). Отрадно, что такая практика пустила корни в регионах и имела продолжение в виде инициирования и поддержки исследований Общественными фондами при Кенгашах народных депутатов областей и Ташкента. Так, в 2023 году по инициативе регионов Кашкадарьинской, Бухарской, Ферганской, Хорезмской областей и города Ташкента для негосударственных некоммерческих организаций были объявлены конкурсы на гранты на сумму 266 миллионов 900 тысяч сумов по 5 темам. Важно отметить, что в 2024 году во всех 14 регионах были объявлены темы грантов для негосударственных некоммерческих организаций на сумму 1 345, 4 тысячи сумов.
Личное участие граждан в борьбе с коррупцией также приобретает важное значение. Поэтому на основе передового зарубежного опыта был введен механизм поощрения лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях или иным образом способствовавших противодействию коррупции. За последние 2 года более 100 лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, были поощрены. При Агентстве функционирует электронная платформа “E-antikor.uz " и колл-центр, которые позволяют гражданам оперативно сообщать о коррупции. Тот факт, что в ”колл-центр" поступило 2300 обращений в 2022 году и более 4500 в 2023 году, также свидетельствует о том, что в нашем обществе формируется нетерпимое отношение к коррупции.
Осуществляемые в Узбекистане реформы и активная позиция по противодействию коррупции послужили в декабре 2023 года причиной избрания Ташкента местом проведения церемонии вручения Международной премии в области борьбы с коррупцией, учрежденной по инициативе Эмира Катара. Среди награжденных - неправительственные некоммерческие организации, академические круги и журналисты, которые служат примером и мотивацией для усиления активной позиции представителями институтов гражданского общества и нашей страны.
В целях повышения качества участия общественности в предупреждении коррупции и обеспечения повсеместно привития вакцины добропорядочности, безусловно, эти процессы должны быть реализованы на системной основе. В этой связи очень своевременно решение президента Узбекистана о создании Виртуальной антикоррупционной академии. Теперь для представителей института гражданского общества будут организованы базовые учебные курсы, предоставляющие знания в сфере противодействия коррупции. Самое главное, эти курсы будут доступны и открыты для всех, и они будут бесплатны. Кроме этого, идет работа над созданием Регионального исследовательского центра по проблемам коррупции для обмена опытом и усиления диалога, проведения научных работ с активным привлечением неправительственных некоммерческих организаций.
Повышение знаний и осведомленности широкой общественности позволит вывести на новый уровень взаимодействие институтов гражданского общества и государственных органов, и повысит не только качество участия общества в противодействии коррупции и осуществлении общественного контроля. Но и позволит сделать это рычагом повышения ответственности государственных органов перед обществом. Работа в этой сфере продолжается.
Эти и другие меры – результат новой политики нового Узбекистана, где основной целью является реализация реформ на благо человека и обеспечение развития общества вне коррупции.
Умида Тухташева
Заместитель директора
Агентства по противодействию коррупции
Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор
Материалы по теме
25.10.2024 |
Узбекистан ввел годовые рейтинги государственных органов по индексу открытости
В Узбекистане проводятся глубокие реформы по демократизации государственного управления открыто и при широком участии общественности. Ведение такой политики исходит из обязанности государства обеспечить конституционные права граждан Узбекистана на участие в управлении делами общества и государства, получения информации. Эта политика играет ключевую роль в успешном преобразовании государственного аппарата и укреплении доверия между государством и обществом.
|
11.07.2024 |
Приоритет Нового Узбекистана – поддержка подрастающего поколения
18,9 млн. жителей Узбекистана молодые люди и дети в возрасте до 30 лет составляют 54 процента из которых 9,5 миллиона мужчины,
а 9,4 женщины. В целях укрепления правовых основ государственной молодежной политики в республике в 2017 – 2021 годах было принято более 50 законов и подзаконных актов, 30 июня объявлено “Днем молодежи”.
|
19.06.2024 |
Узбекистан впервые в истории вошел состав Административного совета Международной организации труда
7 июня в штаб-квартире Международной организации труда (МОТ) в городе Женеве на 112-й конференции Международной конференции труда состоялись выборы членов Административного совета организации и их заместителей на 2024-2027 годы.
По итогам голосования Узбекистан получил наибольшее число голосов
|
11.01.2024 |
Узбекистан: нововведения в интересах человека
Для отечественной сферы труда 2023 год стал знаменателен тем, что 30 апреля прошлого года в республике вступил в силу обновленный кодекс, регулирующий трудовые отношения на основе баланса интересов работников, работодателей и государства.
|
21.12.2023 |
Повышение правовой культуры и правосознания населения в Узбекистане
Повышение правовой культуры и правосознания являются фундаментальными принципами справедливого и процветающего общества. В Узбекистане продвижение правовой культуры и развитие правосознания населения стали важными задачами в последние годы. Об этом свидетельствует лишь арсенал нормативно-правовых актов, принятых за минувшие годы, также как колоссальные реформы, осуществляемые руководством страны.
|
06.12.2023 |
Узбекистан укрепляет основы политической стабильности, укрепляя межэтническое согласие и дружественную обстановку в Центральной Азии
Узбекистан расположенный на перекрестке Великого Шелкового пути, на протяжении веков служил уникальным мостом, соединяющим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию с ее богатым культурным и историческим наследием. На этой священной земле родились и прославились всему миру сотни великих ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой науки, заложивших фундаментальные научные основы различных дисциплин.
|
02.06.2023 |
Новая Конституция Узбекистана будет служить развитию дружественных отношений, укреплению мира и согласия в Центральной Азии
Проводимая в последние годы руководством Узбекистана новая проактивная внешняя политика, определившая главным приоритетом укрепление добрососедства и взаимного доверия в Центральной Азии, обеспечила кардинальные сдвиги в развитии процессов регионального сотрудничества и усилила взаимосвязанность государств ЦА.
|
02.04.2023 |
Группа извращенцев ЛГБТ из Европы снова осквернила горы Кыргызстана
Поднимая свои флаги на нашей земле европейские "активисты" оскорбляют чувства всех правоверных мусульман нашей страны
|
01.05.2021 |
|
16.07.2017 |
Откровения мам «особенных» детей
Часто мамам «особенных» детей приходится слышать в роддоме слова «брось его он(а) не будет нормальным человеком, ты еще молодая родишь, еще и др. обидные и неприятные слова
|