05.06.2024 17:28 152
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
Особо стоит подчеркнуть, что в последние годы в результате созданных в стране благоприятных условий между сторонами стремительно развивается торгово-экономическая и инвестиционная сферы.
Объем торговли между Узбекистаном и Европейским союзом стабильно растет благодаря системе преференций «GSP+», которая обеспечивает привилегированные условия для экспорта товаров из Узбекистана в зону ЕС.
Так, за последние годы в торгово-экономической сфере наблюдался заметный рост. К концу 2023-го на долю ЕС пришлась почти десятая часть (9,2 процента) всего торгового оборота Узбекистана, что эквивалентно 5,8 млрд долларов.
Данный показатель весьма внушителен, если сравнивать
с цифрами, например, 2020 года, с объемом товарооборота между сторонами 3,9 млрд долларов. В структуре экспорта Узбекистана в ЕС преобладают текстиль, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, а в импорте из ЕС – машины и оборудование, транспортные средства, химические товары.
Особую важность для Узбекистана в качестве инвестиционного и торгово-экономического партнера среди стран-членов ЕС представляет Германия. По данным января 2024 года с партнерами из Германии реализуется более 100 совместных проектов на сумму более 10 миллиардов долларов. Общий объем немецких инвестиций увеличился в 11 раз с 2017 года. За последние шесть лет количество предприятий, созданных в Узбекистане с участием немецкого капитала, увеличилось почти в три раза, и к апрелю 2024 года этот показатель достиг 220.
Еще одним крупным торгово-экономическим партнером Узбекистана является Франция. По итогам первого квартала 2024 года Франция и Германия вошли в первую десятку стран с наибольшим торговым оборотом с Узбекистаном, а во вторую десятку из стран ЕС входят такие страны, как - Литва, Чехия и Италия.
Между тем, важно отметить, что в ходе государственного визита Президента Узбекистана в Италию в июне 2023 г. между странами была подписана декларация о стратегическом партнерстве. Подобная декларация была подписана и с Венгрией в 2021 году.
Безусловно, страны ЕС представляют большую значимость для Узбекистана, а растущие торгово-экономические и инвестиционные показатели служат экономическим интересам нашей страны.
Между тем, в последние годы Узбекистан также становится все более значимым партнером Европейского Союза в Центральной Азии (ЦА). В апреле текущего года стороны подписали меморандум о взаимопонимании, который положил начало стратегическому партнёрству по развитию устойчивых цепочек создания стоимости в области критически важных сырьевых материалов, таких как медь, литий, алюминий, титан, платина, графит, никель, кобальт и другие, имеющих особую важность для экономики ЕС.
Важно подчеркнуть, что помимо двусторонних связей, особый прогресс в настоящее время наблюдается в сфере межрегионального взаимодействия, что является наиболее эффективным способом сотрудничества с учетом нынешней геополитической нестабильности в мире, когда та или иная проблема, особенно в сфере безопасности должна решаться сообща.
Ключевую роль в развитии межрегиональных отношений сыграли интеграционные процессы в самой ЦА, что стало возможным благодаря проводимой Узбекистаном добрососедской политике и осуществляемым с 2017 года реформам.
Примером эффективного межрегионального сотрудничества можно считать формат «Центральная Азия – Европейский Союз», в рамках которого проводятся ежегодные министерские встречи. Последняя подобная встреча, на полях которой обсуждалась дата проведения Первого формального саммита стран ЕС и ЦА, прошла в октябре 2023 года.
Первый формальный саммит «Центральная Азия – Европейский Союз» – это знаковое событие, предоставляющее возможность вывести региональное сотрудничество между Центральной Азией и Европейским Союзом на новый этап развития. Данное мероприятие по мнению экспертов позиционируется как основное по отношению прошедшим ранее встречам по линии «Центральная Азия – Европейский Союз».
Известно, что Саммит пройдет в этом году в городе Самарканде, что свидетельствует о признании ЕС проводимой Узбекистаном политики. Отмечается, что на мероприятии соберется высшее руководство стран Центральной Азии и Европейского Союза. Участие на саммите высокопоставленных должностных лиц ЕС свидетельствует о значимости данного мероприятия. Отмечается, что в ходе мероприятия особое внимание будет уделяться вопросу развития «Транскаспийского международного транспортного маршрута» (TMTM), который в обиходе называется «Срединным коридором». На эти цели Евросоюзом планируется инвестировать порядка 10 миллиардов долларов США.
Развитие данного транспортного маршрута, являющегося альтернативой «Северному коридору», позволит в значительной степени восстановить и укрепить логистические цепочки в мире.
Таким образом, в данной ситуации интерес к «Срединному коридору» возрастает. Кроме того, эта тенденция также обусловливается положением на Ближнем востоке, которое напрямую влияет на судоходство в Баб-эль-Мандебском проливе.
При соответствующих стратегических решениях «Срединный коридор», будет способствовать активизации региональной торговли улучшению связей между странами вдоль маршрута. Согласно докладу Всемирного банка, коридор может также обеспечить устойчивость и диверсификацию маршрутов между Востоком и Западом, защищая страны и цепочки поставок от геополитических потрясений.
Вместе с тем, в рамках Саммита, возможно, будут обсуждаться вопросы, связанные с Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) в отношении Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Стоит отметить, что с Узбекистаном соглашение парафировано, в Кыргызстане идут работы по подготовке к подписанию документов, а с Таджикистаном ЕС готовится начать переговоры. Соответственно, имеется вероятность принятия окончательного решения касательно подписания СРПС между Узбекистаном и ЕС, благодаря чему значительно расширится спектр взаимодействия в сферах инвестиционного сотрудничества, торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственности за счет включения основополагающих правил Всемирной торговой организации. Таким образом новое Соглашение не будет считаться рамочным, а создаст полноценный механизм всестороннего взаимодействия между Узбекистаном и ЕС.
Кроме того, можно прогнозировать, что на Саммите будет крайне важным обсуждение вопросов безопасности в Центральной Азии на фоне геополитических разногласий в мире. Также можно предположить, что тема Афганистана, вопросы региональной стабильности и сотрудничества войдут в повестку дня Саммита.
В целом развитие отношений Узбекистана с ЕС откроет новые возможности для обоих сторон. В частности, для европейской стороны территория Узбекистана и Центральной Азии предоставит возможность по стабилизации транспортно-логистических цепочек, а также альтернативный доступ к критическому сырью. Для Узбекистана ЕС важен с точки зрения поиска новых внешних рынков, фокусирования внимания мирового сообщества на водные и климатические проблемы и вопросы региональной безопасности, а также диверсификации внешнеполитических партнеров.
Бунёд Тиллаходжаев,
главный специалист Центра «Стратегия развития»
Материалы по теме
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
22.05.2024 |
|
15.05.2024 |
Узбекистан на пути к кардинальному улучшению инвестиционной среды
Инвестиции — важный капитал, запускающий и обеспечивающий развитие экономики любой страны, поскольку она напрямую зависит от потока вложений. Капитал не приходит сам по себе. Для этого необходимо улучшать среду, укреплять правовую базу, проводить последовательные реформы, направленные на защиту интересов инвесторов. Узбекистан, открывшийся миру, уже шагнул в этом направлении.
|