01.11.2024 17:12 41
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
Учитывая данный аспект, 12 ноября 2021 года Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 8-м Саммите Организации тюркских государств отдельно отметил необходимость системного налаживания сотрудничества в сфере транспорта и транзита.
Как подчеркнул в своем выступлении лидер Узбекистана, регионы тюркских народов на протяжении тысячелетий выполняли задачу транспортного и торгового моста между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Ситуация, наблюдаемая сегодня в мире, требует общих подходов к развитию сферы транспорта и коммуникаций и диверсификации маршрутов перевозки внешнеторговых грузов. Учитывая сложившуюся ситуацию, важно развивать альтернативные транспортные маршруты, еще больше облегчать процессы международных грузоперевозок в сотрудничестве со странами-членами ОТГ и странами региона, внедрять цифровые технологии на местах и повышать транзитный потенциал региона.
В результате в настоящее время динамично развиваются торгово-экономические связи между странами-членами Организации тюркских государств. В частности, в прошлом году внешнеторговый оборот Узбекистана со странами-членами ОТГ составил 10 миллиардов долларов. Из них объем экспорта составил 3,6 миллиардов долларов, а объем импорта - 6,4 миллиарда долларов.
Объем экспортно-импортных грузоперевозок Узбекистана со странами ОТГ в 2023 году превысил 15,5 млн тонн, что составляет 24% от общего объема международных грузоперевозок Узбекистана.
Следует отметить, что крупнейшим партнером Узбекистана в рамках ОТГ является Казахстан, доля которого в общих грузоперевозках составляет 72% (11,2 млн тонн). Вторая по величине доля приходится на Кыргызстан и составляет 3,3 млн тонн (21%). Объем перевозок с Азербайджаном достиг 69,5 тыс. тонн, а с Турцией - 937,8 тыс. тонн.
Взаимный товарооборот Узбекистана со странами-членами Организации тюркских государств в течение 2023 года составил 8,7 млрд долларов США, в том числе объем экспорта - 3,4 млрд долларов, импорта - 5,3 млрд долларов.
Турция и страны Центральной Азии входят в число основных торгово-экономических партнеров Узбекистана, с Азербайджаном и странами региона действует режим свободной торговли, а с Турцией и Венгрией - режим наибольшего благоприятствования.
Крупнейшими договоренностями, достигнутыми в транспортной сфере в рамках ОТГ, являются «Соглашение о международных комбинированных грузоперевозках между странами – членами Организации тюркских государств» и «Программа транспортной взаимосвязанности», подписанные 11 ноября 2022 года на 9-м саммите ОТГ.
Для справки: Соглашение о международных комбинированных грузоперевозках между странами – членами Организации тюркских государств предусматривает меры по обеспечению соединения и транзитных услуг на железнодорожных линиях, соединяющих территории государств, в том числе международных контейнерных блок-поездов «RO-LA» (перевозка объектов автомобильного транспорта на железнодорожных платформах), «RO-RO» (перевозка автотранспортных средств на судах). Кроме того, предусматривается обмен предварительной информацией в целях ускорения таможенных процедур для поездов, въезжающих на территорию своих государств.
Кроме того, Президент Узбекистана призвал к развитию Транскаспийского международного коридора в направлении “Ближний Восток-Запад” и укреплению транспортного сотрудничества между государствами-участниками и присоединению к электронной системе обмена разрешительными бланками e-Permit, запущенной между Турцией и Узбекистаном. В настоящее время ведется работа по налаживанию интеграции в этом направлении.
Следует отметить, что кратчайшие трансконтинентальные маршруты между Европой и Азией проходят через тюркские государства, поэтому их объединение и интеграция будут активно способствовать не только увеличению объемов транзитных грузоперевозок, но и развитию всех стран Евразийского континента.
Это большой рынок, охватывающий около 200 миллионов человек на площади более 4 миллионов квадратных километров, находящихся в сфере влияния организации. Кроме того, транспортные коридоры Азербайджана и Турецкой Республики очень эффективны в организации экспорта на европейские рынки различных товаров, производимых в тюркоязычных странах Центральной Азии.
В рамках Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в 2021 году главы государств единогласно заявили о своей приверженности использованию существующих и перспективных региональных транспортных коридоров в общих интересах государств-членов и их интеграции в Транскаспийский международный транспортный коридор в направлении «Восток-Запад».
Совместная цель развития Транскаспийского международного транспортного коридора в направлении «Восток-Запад» нашла свое отражение в стратегическом документе «Видение тюркского мира-2040.»
Следует отметить, что Узбекистан активно использует маршруты «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа», «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Казахстан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа», проходящие через Каспийское море. Кроме того, в рамках сотрудничества ОТГ ведется работа по развитию Транскаспийского международного транспортного коридора с участием узбекской, казахской, кыргызской, азербайджанской и турецкой сторон.
Как отмечалось в выступлении Президента Узбекистана на неформальном саммите Тюркского совета в марте 2021 года, важно обеспечить выход через Центральную Азию на основные мировые рынки, в том числе в Китай, Индию, Пакистан и другие азиатские страны, а также на европейские рынки через Азербайджан и Турцию.
Как известно, Индия, Пакистан и Китай давно проявляют интерес к доступу к сухопутным транспортным артериям. Сегодня 97 процентов товарооборота между Индией, Пакистаном и странами Европейского Союза и Китаем осуществляется по морю.
Это, в свою очередь, создает необходимые условия для рассмотрения тюркских государств как привлекательного и удобного транзитного перекрестка, что будет способствовать значительному сокращению маршрутных расстояний.
Ярким примером успешной работы в этом направлении является подписание Соглашения по проекту железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», строительство которой запланировано в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Следует отметить, что объем грузоперевозок Китая с такими странами, как Турция, Иран, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, составил около 50 миллионов тонн, основная часть грузоперевозок осуществлялась морским транспортом.
Исходя из текущей геополитической ситуации, часть груза в объеме около 10 миллионов тонн можно привлечь на маршрут «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», и при условии стабильной организации грузоперевозок по маршруту до 2040 года объем грузоперевозок может значительно увеличиться.
Кроме того, установлено постоянное сотрудничество с железнодорожными администрациями Кыргызстана, Туркменистана и Турции по развитию транспортного коридора «Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция» (CASCA+), кроме того, планируется создание совместного железнодорожного предприятия между администрациями Казахстана и Узбекистана.
В целях создания благоприятных условий в вышеуказанных направлениях, в частности для перевода на электронную систему и упрощения оформления грузов в процессе перевозок, создания условий единой перевозки грузов, начиная с 2012 года в Узбекистане проводится системная, поэтапная работа по цифровизации системы международных дорожных перевозок (МДП).
Это привело к тому, что Узбекистан стал первой страной в Центральной Азии, внедрившей технологии TIR-EPD, Real-Time SafeTIR, AskTIRweb, и одним из первых в мире начал апробацию технологии электронной гарантии в рамках системы МДП.
17 ноября 2020 года между Узбекистаном и Казахстаном были проведены тестовые перевозки на первом автомобильном транспорте с применением электронных гарантий (e-TIR).
Впоследствии, в марте 2022 года между Узбекистаном и Таджикистаном были проведены аналогичные грузоперевозки с Кыргызской Республикой.
В декабре 2022 года была осуществлена первая в мире перевозка с использованием системы е-TIR в полном соответствии с приложением 11 к Конвенции между Узбекистаном и Азербайджаном о МДП.
Таким образом, Узбекистан подтвердил свою полную готовность к полному и оперативному внедрению передовых электронных средств МДП и переходу на регулярную работу на их основе.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках неформального саммита Совета сотрудничества ОТГ в марте 2021 года, между Министерством транспорта Республики Узбекистан и Министерством транспорта и инфраструктуры Турции начата работа по запуску проекта электронного обмена бланками разрешений (e-Permit).
Предложения Узбекистана по развитию сотрудничества с тюркскими государствами в транспортной сфере
В рамках 7-го саммита ОТГ, состоявшегося 14-15 октября 2019 года в Баку, Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев предложил соответствующим учреждениям/организациям государств-членов рассмотреть возможность использования современной инфраструктуры портов Актау, Туркменбаши Алят, Самсун и Мерсин, использовать взаимовыгодные скидки и льготы для государств-членов Тюркского совета при строительстве транзитных и логистических центров, а также при перевозке внешнеторговых товаров.
Восьмой саммит ОТГ, состоявшийся 12 ноября 2021 года, запомнился инициативой Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева о разработке Программы обеспечения взаимосвязанности ОТГ в транспортной сфере, что позволит найти практические решения по развитию межрегиональных мультимодальных коридоров.
Кроме того, все главы государств поддержали подписание Протокола «О создании упрощенного таможенного коридора между правительствами государств-членов Организации тюркских государств.»
В частности, установлено постоянное сотрудничество с администрациями железных дорог Кыргызстана, Туркменистана и Турции по развитию транспортного коридора «Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция» (CASCA+) и ведется работа по присоединению к данному Соглашению других государств.
В целях ускорения вышеуказанной работы, быстрого и эффективного решения возникающих проблем, а также интеграции железных дорог Китая, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной и Юго-Восточной Азии со странами Центральной Азии, Кавказа и Европейского Союза Президент Республики Узбекистан предложил организовать Международный железнодорожный совет и создать его дирекцию в городе Ташкенте на 10-м саммите ОТГ в Астане.
Совет в качестве независимого международного органа может объединить Евроазиатское транспортное сообщество и позволить ему выполнять множество транспортно-логистических задач. В частности:
- упрощение подготовки необходимых документов;
- разработка и принятие единых стандартов для цифровых транспортных документов;
- создание мультипликативного эффекта в диверсификации региональных транспортных систем и развитии коридоров;
- увеличение доходов от экспорта транспортных услуг стран-участниц, расположенных в транзитных коридорах.
Кроме того, присоединение всех стран к системе e-Tir и e-Permit в рамках ОТГ приведет к упрощению процесса перевозки грузов и сокращению транспортных расходов.
Вместе с тем, создание совместного предприятия между железнодорожными администрациями Казахстана и Узбекистана позволит увеличить объемы грузоперевозок между двумя странами и обеспечить быструю и комфортную перевозку грузов, проходящих через территорию государств.
Материалы по теме
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
05.06.2024 |
Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
|
22.05.2024 |
|
15.05.2024 |
Узбекистан на пути к кардинальному улучшению инвестиционной среды
Инвестиции — важный капитал, запускающий и обеспечивающий развитие экономики любой страны, поскольку она напрямую зависит от потока вложений. Капитал не приходит сам по себе. Для этого необходимо улучшать среду, укреплять правовую базу, проводить последовательные реформы, направленные на защиту интересов инвесторов. Узбекистан, открывшийся миру, уже шагнул в этом направлении.
|