27.06.2024 21:45 150
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
Политика Узбекистана в Центральной Азии вышла на качественно более высокий уровень. Тенденция развития взаимовыгодного сотрудничества стран региона укрепляется своими особенностями. По словам Президента Шавката Мирзиёева, “Узбекистан уделяет приоритетное внимание укреплению тесных отношений дружбы и сотрудничества с соседними странами, и за прошедший исторически короткий период политическое положение и влияние нашей страны в Центральноазиатском регионе и в мировом масштабе резко возросли. В мире возросло доверие к Новому Узбекистану и усилились принципы стремления к сотрудничеству с нашей страной”.
Центральная Азия – регион с важными и уникальными ресурсами, экономическим и коммуникационным потенциалом. В 90-е годы 20-го века страны региона вышли на собственный независимый путь развития и войдя в число развивающихся стран, наладили и последовательно развивают внешнеполитическую деятельность и международное сотрудничество на принципах международного права, таких как гуманизм, социальная справедливость, безопасность в регионе, межэтническое согласие, мир и спокойствие.
Пятый приоритет стратегии «Узбекистан-2030» определен в направлении последовательного продолжения политики, основанной на принципе «Безопасное и миролюбивое государство». Новый Узбекистан уделяет особое внимание ускоренному развитию отношений добрососедства и стратегического партнерства со всеми соседними государствами, регулярному и эффективному ведению двусторонних и многосторонних переговоров в политической, экономической, культурной и гуманитарной сферах, а также выводу практического сотрудничества на качественно новый уровень во внешнеполитическом плане Центрально-Азиатского региона.
Немаловажное место также занимают меры, предпринимаемые правительством Республики Узбекистан по расширению сотрудничества между странами региона. Следует отметить, что в результате реформ, проводимых Президентом Шавкатом Мирзиёевым во внешней политике, дипломатические отношения Узбекистана с центральными странами буквально вышли на новый уровень.
Тот факт, что Шавкат Мирзиёев начал свой первый визит в зарубежные страны в качестве Президента Узбекистана с посещения стран Центральной Азии, свидетельствует о том, что он вывел развитие регионального сотрудничества на новый уровень.
6-7 марта 2017 года Ш.М.Мирзиёев совершил государственный визит в Туркменистан. Следует отметить, что это был первый визит Ш.Мирзиёева в зарубежную страну в качестве Президента Республики Узбекистан. Этот государственный визит Президента был подкреплен подписанием соглашения о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Туркменистаном, наглядно подтверждающего, что Узбекистан придает особое значение добрососедским отношениям во внешней политике.
Визит Президента Шавката Мирзиёева в Казахстан 23 марта 2017 года и подписание Совместной декларации об углублении стратегического партнерства и укреплении дружественного соседства между двумя странами открыли новую эпоху в межгосударственном сотрудничестве. Совместными усилиями Узбекистана и Казахстана в 2017 году объём двусторонней торговли достиг 2 миллиардов долларов США, а такие прямые контакты служат основой эффективной реализации двустороннего и многостороннего сотрудничества.
По итогам государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Кыргызскую Республику была подписана декларация об укреплении стратегического партнерства, дружбы, добрососедства и доверия.
Реализация новой политики Президента Узбекистана по укреплению политического доверия и взаимопонимания в Центральной Азии последовательно продолжилась и в 2018 году. В частности, Президент Ш.Мирзиёев по приглашению Президента Республики Таджикистан Э.Рахмона 9-10 марта 2018 года посетил эту страну с государственным визитом. В ходе визита лидеры двух стран подписали Совместное заявление об укреплении дружбы и добрососедства и Соглашение об отдельных участках узбекско-таджикской государственной границы.
Кроме того, в результате продолжения переговоров по делимитации и демаркации государственной границы Республики Узбекистан с соседними странами завершена делимитация линии государственной границы с Казахстаном, согласовано 85% участков границы с Кыргызстаном, согласовано 99,9% участков границы с Таджикистаном.
По итогам 2021 года товарооборот Узбекистана с Таджикистаном составил почти 600 миллионов долларов США. Количество совместных предприятий увеличилось в 10 раз. Если в 2017 году в Узбекистане действовало 24 предприятия, то к концу 2021 года начали работу 240 предприятий с участием таджикского капитала. В Таджикистане на основе инвестиций Узбекистана работает 61 предприятие.
2-3 июня 2022 года президенты Таджикистана и Узбекистана подписали историческую декларацию «Об укреплении вечной дружбы и союзничества». Кроме того, документы, подписанные на уровне правительства, министерств и ведомств, призваны поднять многоплановое узбекско-таджикистанское сотрудничество на новый уровень.
Анализируя платформы и форматы межгосударственного диалога, организуемого по инициативе Узбекистана по региональному сотрудничеству, следует отметить, что по инициативе главы Узбекистана регулярно проводятся консультативные встречи лидеров стран Центральной Азии.
В рамках этой инициативы систематически организуются консультативные встречи (март 2018 г., Казахстан; ноябрь 2019 г., Узбекистан; август 2021 г., Туркменистан; июль 2022 г., Кыргызстан; 2023 г., Таджикистан). В качестве положительных тенденций политики Узбекистана в Центральной Азии можно отметить практические предложения, высказанные на этих встречах. В частности, на прошедшей в Кыргызстане четвертой консультационной встрече Узбекистан выдвинул ряд предложений, отвечающих интересам региона. Так, интересам региона сегодня служат такие предложения, как создание системы приграничных торговых зон с едиными и упрощенными процедурами доставки товаров в Центральной Азии и поочередное проведение в странах Центральноазиатского фестиваля культуры, искусства и кино.
Действительно, здесь необходимо отметить высокие оценки многих зарубежных экспертов относительно инициатив Узбекистана. Например, Ли Юньсюань, директор Института европейского и азиатского социального развития при Госсовете Китая, говорит: « - Узбекистан является активным участником процессов укрепления регионального и межрегионального сотрудничества и играет ключевую роль в обеспечении эффективности сотрудничества в механизме Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, по актуальным вопросам обеспечения региональной стабильности и развития.”
Действительно, в результате возрастающей роли Центральной Азии в современных международных отношениях «в мире растет дух доверия к новому Узбекистану и желание сотрудничать с нашей страной». ... Наши страны, испокон веков являющиеся братскими, начали действовать в тесном сотрудничестве по многим региональным и глобальным вопросам социально-экономическоого развития.
В мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии».
14 сентября 2023 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на прошедшей в Таджикистане четвертой консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии и выдвинул ряд предложений по усилению новых тенденций в политике Узбекистана в Центральноазиатском регионе. В том числе развитие торгово-экономического сотрудничества в регионе; развитие промышленной кооперации; усиление взаимозависимости в сфере транспорта; обеспечение безопасности в энергетической сфере; обеспечение безопасности пищевых продуктов; борьба с угрозами, связанными с изменением климата.
Заслуживает внимания и вопрос создания Межгосударственного экономического совета для расширения практического сотрудничества по всему комплексу торгово-экономических вопросов региона. Еще одной платформой, реализуемой по инициативе Узбекистана, является Центральноазиатский экономический форум. 15 марта 2019 года в Ташкенте состоялся первый Центральноазиатский экономический форум с участием заместителей премьер-министров Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Положительные результаты были достигнуты за счет обсуждения на форуме вопросов дальнейшего развития регионального сотрудничества, изучения возможностей транспортно-коммуникационного комплекса, увеличения объемов взаимной торговли и привлекательности туризма.
По инициативе Узбекистана в целях обеспечения добрососедства и межнационального согласия между народами стран Центральной Азии 15 ноября 2019 года в Ташкенте с участием экспертов и ученых зарубежных стран была проведена международная конференция по вопросам тема «Центральная Азия – наш общий дом», которая служит сближению стран региона в культурно-гуманитарной сфере.
Политика Узбекистана в Центральной Азии последовательна в определении новых тенденций, обеспечении стабильности и безопасности.
9-10 марта 2018 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев посетил с государственным визитом Республику Таджикистан. На встрече высокого уровня особое внимание было уделено укреплению межгосударственного сотрудничества в сферах обеспечения региональной безопасности и стабильности, содействия решению международных проблем, борьбы с терроризмом и экстремизмом и другими видами организованной транснациональной преступности, что является важным достижением Узбекистана. в области дипломатии и обеспечении региональной безопасности и стабильности. По мнению таджикского эксперта Касимшо Искандарова, взаимоотношения Таджикистана и Узбекистана зависят от политической воли руководителей государств. После прихода к власти Шавката Мирзиёева отношения между двумя странами резко изменились. Стремительное развитие таджикско-узбекских отношений решило многие проблемы не только между двумя странами, но и между всеми странами региона. Политическая среда для развития регионального сотрудничества улучшилась.
Также по инициативе Президента Шавката Мирзиёева 22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН впервые приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе». Наше мнение подтверждается и тем, что Узбекистан выдвинул предложения по формированию региональной системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионе, их предотвращения, раннего предупреждения и совместного противодействия.
Стоит отметить, что существует ряд факторов, способствующих развитию добрососедских отношений, таких как взаимная торговля, инвестиции и совместные проекты.
Обратившись к цифрам, мы станем свидетелями беспрецедентного роста товарооборота Узбекистана со странами Центральной Азии. Если товарооборот в 2017 году составлял 2,4 миллиарда долларов, то к концу 2019 года достиг 5,2 миллиарда долларов. За два коротких года рост составил 150 процентов. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией, рост объемов грузоперевозок, наблюдаемый в Центральной Азии в 2020 году, свидетельствует об огромном потенциале дальнейшего расширения международных автомобильных и железных дорог и укрепления транспортно-логистической инфраструктуры. В этой связи 6 августа 2021 года в рамках третьей консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии, на Экономическом форуме стран Центральной Азии, прошедшем в Национальной туристической зоне «Аваза» (Туркменистан), узбекская сторона обсудила развитие транспортных коридоров, соединяющих страны Центральной Азии, повышение эффективности использования транзитного потенциала стран региона, а также, стоит отметить, что он выступил с предложением по усилению сотрудничества по гармонизации и цифровизация процедур таможенного оформления. Стоит отметить, что «в последние годы коренные реформы в нашей стране, последовательная и активная внешняя политика, особенно укрепление окружения близких соседей в центральноазиатском регионе, повышают международный престиж нашей страны».
Оценивая новые тенденции в политике Узбекистана в Центральной Азии, мы видим, что их влияние на региональное взаимодействие и международные отношения приобретает положительное значение.
Следует отметить, что 19 декабря 2019 года на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята специальная резолюция «Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии», предложенная Президентом Шавкатом Мирзиёевым.
Одним словом, особая важность подходов в региональной политике Узбекистана заключается в том, что они способствуют укреплению безопасности, стабильности и сотрудничества во всем регионе. В условиях растущей угрозы региональной и глобальной безопасности, социально-экономического благополучия стран Узбекистан играет важную роль в определении перспектив совместного противодействия новым тенденциям в центральноазиатской политике современным вызовам и угрозам.
Гулом Мирзаев,
доцент Университета общественной
безопасности Республики Узбекистан,
доктор исторических наук (PhD)
Материалы по теме
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
05.06.2024 |
Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
|
22.05.2024 |
|
15.05.2024 |
Узбекистан на пути к кардинальному улучшению инвестиционной среды
Инвестиции — важный капитал, запускающий и обеспечивающий развитие экономики любой страны, поскольку она напрямую зависит от потока вложений. Капитал не приходит сам по себе. Для этого необходимо улучшать среду, укреплять правовую базу, проводить последовательные реформы, направленные на защиту интересов инвесторов. Узбекистан, открывшийся миру, уже шагнул в этом направлении.
|