14.03.2023 14:47 324
9 марта 2023 года на очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен вопрос о проведении референдума по проекту Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан».
В мероприятии приняли участие Чрезвычайные и Полномочные Послы иностранных государств в Республике Узбекистан, руководители представительств международных организаций.
Учтены предложения, международные стандарты и передовой зарубежный опыт
В ходе всенародных обсуждений проекта Конституционного закона всего поступило 222 715 предложений, и на их основе проект дорабатывался и совершенствовался, каждое четвертое предложение нашло свое отражение в проекте.
Были тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран, проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.
Количество статей Конституции увеличилось с нынешних 128 до 155, норм – с 275 до 434. Соответственно, 65 процентов текста Основного закона было обновлено на основе предложений нашего народа, положения о правах и свободах человека увеличились в три с половиной раза, и, исходя из этого, есть все основания для принятия проекта в качестве Конституции в новой редакции.
Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства – Нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения, в разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенции; словом, как особо подчеркивалось, проект становится буквально народной Конституцией.
Лидеры фракций политических партий особо подчеркнули, что их соответствующие предложения, которые исходили из их партийных программ и целей, нашли свое отражение в проекте Основного закона.
Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое и социальное государство
В качестве прочной правовой основы и надежной гарантии долгосрочного развития страны и будущей благополучной жизни народа указано, что Узбекистан является «суверенным, демократическим, правовым и социальным государством», и что эти принципы не могут быть изменены.
В основе этих конституционных положений лежат такие важные ценности, как сохранение и дальнейшее укрепление нашей независимости, передача будущим поколениям свободной и свободной страны, не сворачивание с пути реформ, направленных на интересы народа, верховенство закона и справедливости, внимание и забота о людях. Эти ценности укрепляются как краеугольные камни государственности.
Сильная социальная защита и забота о нуждающихся
В Конституции предусмотрено, что государство возьмет на себя ряд новых обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости и защите от безработицы. В целом, нормы, содержащие социальные обязательства государства, увеличиваются втрое.
Например, гарантируется, что 2,2 млн малообеспеченных семей получат финансовую помощь от государства. Это соответствует 25% от общего числа семей, которым ежегодно выделяется 11 трлн сумов.
Закрепление в Конституции права каждого гражданина на жилье и поощрение государством жилищного строительства обеспечивает прочную основу для достижения этих целей. Так, в прошлом году созданы условия для 50 тысяч семей получить новые квартиры, в этом году – 90 тысяч, а в ближайшие 2-3 года планируется расселить 200 тысяч семей.
Впервые на государство возлагается обязательство принимать меры по повышению качества жизни социально нуждающихся категорий населения, по созданию условий для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества и государства, реализации своих прав.
Государство обязуется создавать условия для полноценного использования людьми с инвалидностью социально-экономических и культурных объектов и услуг, оказывать им помощь в трудоустройстве и получении образования, что является ярким выражением принципа социального государства.
Усилены гарантии прав и свобод человека
Высшей обязанностью государства определяется обеспечение прав и свобод человека. Согласно вводимым нормам, возникающие в законодательстве неясности между гражданином и органами государственной власти будут толковаться в пользу гражданина, а правовые меры должны быть достаточными и соразмерными для достижения правовой цели. Эти правила обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение чрезмерных правовых мер в отношении людей.
В Конституции закрепляются гарантии личных прав и свобод человека в соответствии с самыми передовыми международными стандартами. В частности, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда, а если законность и обоснованность задержания не доказана в суде, лицо подлежит немедленному освобождению (институт «Хабеас корпус»), а при задержании должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания (“правила Миранды”). Кроме того, закрепляется право обвиняемого и подсудимого не свидетельствовать против себя, иными словами, “право молчания”. Эти положения гарантируют неприкосновенность личной свободы и недопущение незаконного задержания людей.
Впервые устанавливается, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, электронных сообщений и иных сообщений может быть ограничено только по решению суда. В настоящее время этой прерогативой обладает прокурор, а передача данного полномочия судам станет принципиальным поворотом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.
Закрепляемая в Конституции гарантия о том, что права родственников не могут быть ограничены на основании судимости означает, что лицо не несет ответственности за ошибки, совершенные его родственниками.
Полностью отменен принудительный труд, на протяжении многих лет негативно влиявший на международный имидж нашей страны. Тот факт, что запрет любого детского труда, отрицательно влияющего на развитие детей, прописан непосредственно в Основном законе нашей страны является гарантией того, что это зло останется в истории.
Расширяется круг конституционных прав и свобод
В Конституции значительно расширяются права и свободы человека. В частности, сфера конституционных прав дополняются такими, как экологические права, охрана здоровья, гендерное равенство, свободное передвижение, свободный выбор места проживания и жительства, беспрепятственный выезд из страны и возвращение, использование сети Интернет, защита персональных данных, высшее образование, бесплатная юридическая помощь, равенство в доступе к государственной службе, владение жильем и получение компенсации при его лишении, конфиденциальность банковских операций и счетов, внесение законодательных предложений.
Включение в Основной закон таких прав, как работа в благоприятных условиях труда, получение справедливой заработной платы за труд, отдых, получение гарантированного объема медицинской помощи за счет государства, осуществление общественного контроля в сфере градостроительства, бюджетирования будет способствовать дальнейшему укреплению экономической и социальной защиты граждан.
Принцип «Во имя достоинства человека» должен быть главным критерием в Конституции, наших законах и деятельности государственных органов. По этой причине проектом Конституции устанавливается, что человеческое достоинство и честь неприкосновенны и ничто не может быть основанием для их попрания.
Доступ к образованию, статус учителя
Нормы о предоставлении высшим учебным заведениям академической свободы, праве получения бесплатного высшего образования за счет государства на конкурсной основе, поддержке негосударственных образовательных организаций создают возможность молодому поколению улучшить свою жизнь, реализовать свои мечты, найти свое место в жизни и развивать свою личность, овладев современными специальностями.
За последние шесть лет количество вузов в Узбекистане увеличилось с 77 до 210, прием в них увеличился в 5 раз, количество студентов увеличилось на 1 млн, а охват высшим образованием увеличился с 9% до 38%. Количество государственных грантов также увеличилось вдвое, до 40 000, из них грантов на получение степени магистра – в 5 раз.
Организация инклюзивного образования и воспитания детей с особыми потребностями в образовательных организациях, направление их на обучение в общеобразовательные и другие школы является практическим воплощением принципа человеческого достоинства в Новом Узбекистане.
Конституция также устанавливает, что государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания, а начальное профессиональное образование является бесплатным. Депутаты отметили, что за последние шесть лет охват детей детскими садами увеличился с 27 процентов до 70, и что вносимые в Конституцию новые нормы позволят достичь новых целей в этом направлении.
Норма о защите чести и достоинства учителей, забота об их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте служит дальнейшему повышению социального статуса и репутации учителей в обществе, играющих ключевую роль в развитии страны, их интеллектуального потенциала.
Права молодежи защищены
Вынесение вопроса о молодежи на уровень отдельной главы в Конституции является ярким свидетельством того, что молодежная политика является приоритетом в Новом Узбекистане. Более 18 миллионов населения страны составляют молодые люди, а учитывая, что к 2040 году эта цифра достигнет 25 миллионов, важно включить в Конституцию отдельную главу, посвященную проблеме молодежи.
Возложение на государство ответственности за обеспечение защиты личных, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав молодежи, поощрение ее активного участия в жизни общества и государства, создание условий для ее духовного, интеллектуального, творческого, физического и нравственного развития, реализации своих прав будет способствовать молодежи полноценному проявлению себя в жизни.
Конкурентоспособности экономики и частного предпринимательства
В обновляемой Конституции создается прочная основа для формирования истинно свободной рыночной экономики за счет усиления гарантий предпринимательской деятельности, развития рыночных отношений, создания условий для добросовестной конкуренции, обеспечения благоприятного инвестиционного и делового климата, установления системы справедливого налогообложения, ограничения монополистской деятельности.
Благодаря создаваемым широким возможностям, количество субъектов предпринимательства за последние шесть лет увеличилось в 6 раз и достигло сегодня 2 миллионов. Число предпринимателей, чьи доходы превысили 1 миллион долларов достигло 26 тысяч, а доходы 220 предпринимателей достигли 100 миллионов долларов.
В проекте закрепляется норма, согласно которой государство гарантирует защиту прав собственности и смежных прав, а ограничение права собственности осуществляется только на основании решения суда. В стране гарантировано свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. Это создаст прочную правовую гарантию стабильного роста экономики и свободной деятельности наших предпринимателей, которые считаются опорой нашей благополучной жизни.
Сохранение природных богатств, забота об окружающей среде
В качестве обязательного условия повышения качества жизни и здоровья населения Конституцией предусматриваются комплексные меры по охране окружающей среды.
За последние три года поступило 15 тысяч обращений жителей, недовольных строительством, только в городе Ташкенте судами приостановлены строительные работа на более чем 200 объектах, количество автомобилей увеличилось на 1,3 млн до 3,6 млн, ежегодно в атмосферу выбрасывается 2,2 млн тонн промышленных и транспортных выбросов, что свидетельствует о том, что данный вопрос становится все более актуальным.
В связи с этим государство реализует меры по оздоровлению, восстановлению и охране окружающей среды, поддержанию экологического баланса, создает условия для общественного контроля в сфере градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. При этом определяется ответственность правительства в сфере охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и борьбы с изменением климата.
Конституционная норма о том, что генеральные планы городов должны быть вынесены на общественное обсуждение, позволит решать связанные с градостроительством вопросы совместно с населением, что в современной жизни приобретает все большее значение.
Эти нормы, закладываемые в Конституцию, обретают важность сегодня, когда природные запасы сокращаются, глобальное изменение климата, экологические и природоохранные проблемы угрожают будущему человечества.
СМИ и институтам гражданского общества: широкие возможности и надежная защита
В Конституции гарантируется свобода деятельности средств массовой информации, их право искать, получать, использовать и распространять информацию.
Воспрепятствование или вмешательство в деятельность средств массовой информации и журналистов, доводящих голос и мнение народа до сведения широкой общественности и государственных органов, станет поводом для ответственности, что повысит свободу слова и информации.
В Конституцию впервые включается отдельная глава об институтах гражданского общества и о гарантиях их деятельности, что послужит прочной основой для укрепления атмосферы открытости, прозрачности и законности в обществе, диалога между государством и обществом, установления сильного общественного контроля.
Эффективное и компактное госуправление
Обновляемая Конституция направлена на создание сильного парламента, компактного и ответственного правительства, а также независимой и справедливой судебной системы для построения служащего народу государства.
Система государственной власти едина и целостна, и модернизация одной ветви власти требует реформирования и других ее ветвей. Соответственно, пересматриваются полномочия палат парламента с целью обеспечения эффективного функционирования системы сдержек и противовесов между ветвями.
Согласно реформе, значительно расширяются полномочия Законодательной палаты и Сената, устраняется дублирование в работе двух палат, четко определяется их зона ответственности. В частности, абсолютные полномочия Законодательной палаты увеличиваются с нынешних 5 до 12, а Сената – с 14 до 18.
Такие полномочия, как рассмотрение и утверждение кандидатуры Премьер-министра, контроль за исполнением государственного бюджета и рассмотрение отчета Счетной палаты, переданы в ведение избирающейся непосредственно народом Законодательной палаты. Это изменение полностью соответствует представительному характеру нижней палаты и передовому зарубежному опыту.
В целях укрепления дисциплины, ответственности и оперативности в деятельности органов исполнительной власти в центре и на местах, а также с учетом передового зарубежного опыта утверждается порядок назначения Премьер-министра на должность после внесения Президентом его кандидатуры в Законодательную палату и одобрения народными избранниками. Перед внесением кандидатуры Премьер-министра в Законодательную палату Президент будет проводить консультации с фракциями всех политических партий.
По действующей системе рассмотрение кандидатуры на должность Премьер-министра зависит исключительно от волеизъявления партии или партий, получивших наибольшее количество голосов на выборах в Законодательную палату. Согласно новой предложенной процедуре, будет обеспечено участие фракций всех политических партий не только в рассмотрении кандидатуры на должность Премьер-министра, но и формировании всего правительства. Таким образом, действующая процедура обретет еще более демократичное содержание.
Определение права Законодательной палаты вносить предложение Президенту об увольнении министра, работа которого признана неудовлетворительной, будет служить повышению подотчетности членов правительства перед народными избранниками.
Исходя из новых задач, поставленных перед Сенатом, в целях превращения его в компактное, служащее народу ведомство, представляющее интересы регионов, в Конституции также закрепляются его полномочия по содействию местным Кенгашам народных депутатов.
Эти конституционные нормы соответствуют приоритетам Стратегии развития Нового Узбекистана и духу административной реформы, четко разграничивают полномочия палат парламента, устраняют дублирование в их деятельности, оптимизируют параллельные функции, обеспечивают эффективное функционирование Олий Мажлиса как единого интегрированного органа.
Количество членов верхней палаты будет сокращено с нынешних 100 до 65 при сохранении равного представительства регионов путем выборов по 4 сенатора из каждого региона, а число назначаемых Президентом сенаторов – с 16 до 9. Это позволит гармонизировать деятельность Сената Олий Мажлиса с сутью проводимых в стране административных реформ.
Законы, вносимые нижней палатой парламента, должны быть рассмотрены в Сенате в течение 60 дней, и если этот срок истечет, закон будет считаться одобренным, и направлен на подпись Президенту.
Контрольные функции парламента
Кроме этого, усиливаются совместные полномочия палат Олий Мажлиса, а в Конституции отдельно закрепляется институт парламентского расследования, являющегося важной формой парламентского контроля.
В целях укрепления влияния, места и роли Олий Мажлиса в жизни общества некоторые полномочия Президента Республики Узбекистан передаются парламенту.
В частности, внедряется практика рассмотрения кандидатур на пост Генерального прокурора и главы Счетной палаты сначала Сенатом, а затем назначения Президентом, а также избрания Сенатом глав антимонопольных и антикоррупционных органов.
В целях усиления парламентского контроля за деятельностью спецслужб вводится процедура, при которой кандидат на пост главы Службы государственной безопасности сначала рассматривается Сенатом, а затем назначается Президентом.
В целях обеспечения подлинной независимости судебной власти внедряется система избрания Сенатом всех членов Высшего совета судей.
Принцип разделения власти на местном уровне
Реализация принципа разделения властей на местном уровне и упразднение практики возглавления хокимами Кенгашей народных депутатов станет логическим продолжением модернизации системы государственного управления.
Реализация принципа разделения властей на местном уровне и ликвидация института возглавления хокимами Кенгашей народных депутатов (с 2024 года для областных Кенгашей, а с 2026 года – для районных) станет логическим продолжением проводимых в стране административных реформ, усилий по обновлению системы государственного управления.
Эти изменения в сфере государственного управления на местах будут способствовать демократизации всей системы государственной власти, последовательной реализации принципа разделения властей, созданию основ подлинно народной государственности.
Махалля – голос народа
В Конституции предусмотрено наделить махалли самостоятельными полномочиями по принятию решений для решения повседневных проблем населения, создать для этого организационные и финансовые возможности.
Все это будет служить повышению подотчетности, прозрачности, эффективности принятия решений государственной властью и ее результативности.
Независимость и эффективность судебной системы
Изменения, вносимые для усиления гарантий независимости судов, неприкосновенности судей и неподотчетности по конкретным делам, обеспечения их безопасности, станут важной гарантией полного и независимого осуществления правосудия.
Конституционная норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться только из государственного бюджета и что оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, будет способствовать формированию действительно справедливой и независимой судебной системы и обеспечению беспристрастности судов.
Предоставление гражданам права на обращение в Конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона является новым механизмом защиты их прав и законных интересов.
Материал представлен Посольством Республики Узбекистан
в Кыргызской Республике на основе данных
представленных Информационным центром
Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Материалы по теме
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
05.06.2024 |
Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
|
22.05.2024 |
|