13.06.2023 15:09 1383

Узбекистан: Установление принципа осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики — новая конституционная ценность

Расположенный на перекрестке Великого Шелкового пути Узбекистан, со своим богатым культурно-историческим наследием служил надежным мостом, связывающим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.



На этой земле родились и стали известны всему миру сотни великих ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой науки, заложивших фундаментальные основы религиозных и светских наук. На протяжении тысячелетий Узбекистан был пространством, где мирно сосуществовали представители самых разных национальностей и религий, обогащали друг друга мировая цивилизация и культуры разных народов.
Такие истинные человеческие ценности, как гостеприимство, гуманизм, миролюбие, толерантность по отношению к представителям других национальностей и религий, стали неотъемлемой частью образа жизни нашего народа.
Какое место занимает вопросы осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики, обеспечения межнационального согласия в Конституции Республики Узбекистан”?
Во-первых, сегодня, когда создается новейшая история Нового Узбекистана, осуществление взаимовыгодной и прагматической внешней политики в целях обеспечения межнационального согласия и толерантности, расширение дружественных связей с зарубежными странами, создание атмосферы стабильности и гармоничного соседства в Центральной Азии, оставаясь верным духовному наследию предков, определены как отдельное направление в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан и Стратегии развития Нового Узбекистана.
Следовательно закрепление проводимой миролюбивой внешней политики нашей страны в преамбуле Конституции как стремление к укреплению и развитию дружественных отношений Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего, с соседними  государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия занимает особое место в реализации стратегии развития Нового Узбекистана.
 
Особое внимание уделяется укреплению межнационального согласия и дружественных отношений с зарубежными странами как к важному фактору развития Нового Узбекистана. Также создана правовая база для обеспечения равных прав и свобод представителей 16 религиозных конфессий, более 130 наций и народностей, проживающих в нашей стране.
Во-вторых, в статье 4 Конституции установлено, что Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.
Поэтому усиление данной нормы Конституции установлением в качестве цели обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания нашего многонационального родного Узбекистана послужит в дальнейшем укреплению культуры толерантности в обществе.
Сегодня в целях широкого внедрения в жизнь Основного закона и законодательных актов, реализации государственной политики Узбекистана в сфере межнациональных отношений создана эффективная система.
В результате изучения и анализа зарубежного опыта в сфере правового регулирования межнациональных отношений принято более 40 нормативно-правовых актов по совершенствованию законодательства — 2 Закона, 9 Указов и 8 постановлений Президента Республики Узбекистан, 3 постановления Олий Мажлиса, ряд постановлений Кабинета Министров.
В частности, по инициативе Президента Узбекистана                         Ш.Мирзиёева 19 мая 2017 года был создан отдельный государственный орган — Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Комитет совместно с 153 национальными культурными центрами, 38 обществами дружбы и 98 обществами соотечественников за рубежом, вносит весомый вклад в обеспечение межнационального и межрелигиозного согласия в обществе, развитие дружественных отношений с зарубежными странами.
Благодаря политической воле главы государства Ш.Мирзиёева были проведены чрезвычайно важные реформы по налаживанию конструктивного диалога с соседними странами, основанного на взаимном уважении,  широкому открытию границ Узбекистана в мир,  созданию контрольно-пропускных пунктов.
В результате открытой и дружественной внешней политики Узбекистана в последующие годы были сформированы совершенно новые — эффективные политические, экономические и культурные отношения с зарубежными странами, в том числе с соседними.
В частности, согласно инициативе, выдвинутой Шавкатом Мирзиёевым на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2017 года, регулярно проводятся Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.
Также, еще больше укрепляет дружбу «Неделя толерантности», проводимая в нашей стране ежегодно 16 ноября по случаю Международного дня толерантности в соответствии со специальной резолюцией «Просвещение и религиозная толерантность», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2018 году по предложению лидера Узбекистана.
В результате принятия Узбекистана в качестве полноправного члена Тюркского совета 15 сентября 2019 года в рамках Организации стремительно развиваются не только культурные и духовные связи, но и торгово-экономические отношения.
Создание в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2018 года Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане при Комитете способствует укреплению взаимного доверия и добрососедства, межнационального и межрелигиозного согласия, усилению межцивилизационного диалога между странами-членами организации.
Утвержденная Президентом 25 октября 2018 года Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере сотрудничества с соотечественниками позволила быстрыми темпами развивать постоянного диалога и сотрудничество с нашими соотечественниками, проживающими за рубежом.
В результате Комитетом было подписано более 40 меморандумов по сотрудничеству с зарубежными партнерскими организациями.
Принятая 15 ноября 2019 года Президентом Узбекистана Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений вывела межнациональные отношения и дружественные связи с зарубежными странами на новый уровень.
В результате разумной политики теле и радиопередачи в Узбекистане вещаются на 12 языках, газеты и журналы издаются на 14 языках, а обучение в 1865 из более чем 10 000 средних школ страны осуществляется на 6 родных негосударственных языках: каракалпакском, русском, таджикском, туркменском, кыргызском и казахском.
В соответствии с Указом от 4 мая 2018 года №УП-5430 в Республике Каракалпакстан и областных центрах созданы «Дома дружбы», где на безвозмездной основе размещены национальные культурные центры.
В частности, в 2019 году при участии Президентов Республики Узбекистан и Республики Корея был открыт Дом корейской культуры.
В 2021 году принят Закон Республики Узбекистан об установлении 30 июля «Днем дружбы народов» в нашей стране.
В целях достойного поощрения труда отечественных и зарубежных партнеров, внесших достойный вклад в укрепление атмосферы межнациональной дружбы и согласия в Узбекистане, постановлением Кабинета Министров № 335 от 1 июня 2021 г. был учрежден нагрудный знак «Халклар дустлиги» («Дружба народов»).
За истекший период более 500 активистов национальных культурных центров были удостоены государственных наград, отмечены орденами и медалями, в том числе 14 из них награждены высокого звания «Герой Узбекистана».
Общественный фонд «Ватандошлар» («Соотечественники»), организованный в соответствии с Постановлением Президента ПП–5220 от 11 августа 2021 года, создал практический механизм для дальнейшего консолидации соотечественников, проживающих за рубежом, вокруг их исторической Родины, поддержки соотечественников и созданных ими общественных объединений.
В 2022 году в рамках общенационального проекта «Яшил макон» активистами национальных культурных центров и 16 религиозных конфессий на территории комплекса «Новый Узбекистан» был заложен «Парк толераности».
В-третьих, в 2022 году Узбекистан принимал встречи высокого уровня таких организаций, как  ШОС и Организация тюркских государств, ряд других международных конференций, продвигая практические инициативы, направленные на укрепление мира и дружбы во всем мире.
Сегодня обновление Основного закона как логическое продолжение широкомасштабных преобразований, как укрепление независимости и суверенитета нашей страны, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана, расширение партнерства, основанного на взаимном доверии, в Центральной Азии, осуществления глубоко продуманной и прагматичной внешней политики является требованием стремительно меняющейся жизни.
В связи с этим, положение об осуществлении Республикой Узбекистан миролюбивой внешней политики, направленной на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями, закреплен в статье 18 Конституции.
Результат сравнительного анализа практики зарубежных государств показал, что в Конституциях многих стран установлены полномочия государственного органа, который определяет и осуществляет внешнюю политику. А нормы об осуществлении миролюбивой внешней политики, которые вводятся в наш Основной закон, нашли свое отражение в Конституциях лишь считанных стран, таких как Япония, Таджикистан и Казахстан.
Положение о миролюбивой внешней политике, направленной на укрепление и развитие дружественных отношений с соседними  государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия являются ценностью, присущей Узбекистану. Аналогичные нормы не закреплены в Конституциях зарубежных государств.
Следует особо отметить, что указанная поправка в Конституцию, показывает предсказуемость и последовательность внешней политики Республики Узбекистан, будет способствовать защите национальных интересов страны в нынешние тревожные времена и станет важным фактором в обеспечении мира и безопасности в регионе, положив начало нового этапа прогресса.
В заключение необходимо подчеркнуть, что конституционные реформы, проводимые в Новом Узбекистане, послужат прочной правовой основой как обеспечению процветания нашей Родины, мира в стране, так и поднятию на качественно высокий уровень тесного сотрудничества во всех областях в Центральной Азии, дальнейшему развитию отношений с нашими традиционными партнерами, усилению деятельности Узбекистана в органах и институтах Организации Объединенных Наций, глобальных и региональных организациях, повышению роли страны в качестве равноправного субъекта международных отношений.
Установление принципа осуществления дружественной и миролюбивой внешней политики в соответствии с социальной и правовой жизнью нашей страны, потребностями граждан, чаяниями народа в нашем Основном законе становится новой конституционной ценностью, которая объединяет и направляет народ к прогрессу.
 
 
Азамат Тошев,
заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами
 
Материалы по теме
04.11.2024 Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог, а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически у всех участников альянса.
04.11.2024
01.11.2024 Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
31.10.2024 Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
19.09.2024 Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
20.08.2024 Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами. Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
27.06.2024 Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
10.06.2024 Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
05.06.2024 Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
22.05.2024