12.08.2023 17:31 1252
Сегодняшняя Центральная Азия – это не вчерашняя Средняя Азия. Место и значение региона на мировой политической арене растет быстрыми темпами. Например, введение форматов «Центральная Азия+» - США, Россия, Китай, Индия, Евросоюз, арабские государства Персидского залива, Япония, Южная Корея, само по себе свидетельствует о том, что границы интересов в регионе расширились. Особенно это было мотивировано организацией регулярных консультационных встреч лидеров стран Центральной Азии. Несомненно, развитие Центральной Азии тесно связано с единством, взаимным доверием и двусторонним сотрудничеством пяти регионов. В связи с этим можно привести пример перехода отношений Узбекистана и Кыргызстана на новый уровень.
. Для этого, прежде всего, уместно проанализировать значение двух стран в регионе:
Узбекистан в Центральной Азии
Центральноазиатский регион является приоритетным направлением внешней политики Узбекистана, и политический подход Узбекистана к региону заключается в превращении Центральной Азии, особенно Афганистан в безопасное, стабильное и развитое место. Полагаем, что при оценке положения Узбекистана в регионе уместно привести следующие факторы и аналитические соображения:
Географический детерминизм. По разным критериям территория, на которой расположен Узбекистан, имеет большое геополитическое значение для региона. Республика расположена в центре Центрально-Азиатского региона, имеющего стратегическое значение в мире. Узбекистан – единственная страна в регионе, имеющая общую границу со всеми странами Центральной Азии. Это означает, что принимаемые Узбекистаном внешнеполитические решения не повлияют на геополитические направления региона. Кроме того, Узбекистан – единственная страна в регионе, которая естественным образом защищена от прямого влияния внешних силовых центров в этой сфере. Если быть более точным, Узбекистан не имеет прямой границы с центрами силы в регионе, такими как Россия, Китай и Иран. Такой геополитический статус одновременно налагает на Узбекистан ответственность за обеспечение баланса сил в регионе и взаимной внутренней стабильности.
Демографический потенциал. Узбекистан является самой густонаселенной страной Центрально-Азиатского региона, и по данным Агентства по статистике на 1 июля 2023 года количество постоянных жителей страны составляет 36 млн 372,3 тыс. человек. Этот показатель составляет примерно половину всего населения Центральной Азии.
Военная сила. По военной мощи Узбекистан является ведущей страной в Центрально-Азиатском регионе. Согласно отчету Глобального индекса военной мощи за 2023 год, Узбекистан является самым сильным среди стран Центральной Азии.
В целом внешняя политика Узбекистана воплощает в себе такие принципы, как совместное сотрудничество в регионе, взаимное решение проблем, продвигаемый в прошедший период «Туркестан – наш общий дом», разработанная в качестве яркого примера можно привести инициативу официального Ташкента.
Кыргызстан в Центральной Азии
Географическое положение. Кыргызстан напрямую граничит со странами Центральной Азии Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, а также с Китаем. В прошлом Кыргызстан играл важную роль в прохождении торговых караванов «Великого Шелкового пути» через регион, но теперь он выступает воротами выхода Китая в Среднюю Азию и через нее на Ближний Восток и Европу с кратчайшие маршруты. Согласно информации, Кыргызстан находится в центре кратчайшего авиамаршрута между Лондоном и Сингапуром. Кроме того, через Кыргызстан проходил кратчайший путь из Японии в Европу. Кыргызстан отличается своими реками и красивой природой, а примерно 80 процентов его территории окружено горами, и эти факторы указывают на его потенциал для привлечения международного туризма в регион.
Геополитическое значение. Геополитическое значение Кыргызстана в Центральной Азии характеризуется его приоритетным положением на стыке геостратегических интересов России, Китая и США. В связи с этим отражение принципа многовекторности во внешней политике Кыргызстана имеет большое значение для стабильности всего региона.
«Швейцария Средней Азии». Кыргызстан часто называют «Швейцарией Центральной Азии» из-за факторов, которые мы перечислили выше. Этот термин в основном используется для описания притягательного взгляда западного мира на Кыргызстан. Здесь уместно привести некоторые интересные цифры. Согласно данным, с 2004 по 2018 год основным инвестором Кыргызстана была Канада с показателем 21,4 миллиарда долларов. Россия заняла второе место с 12,7 млрд долларов, а Китай — третье место с 6,9 млрд долларов. По данным Национального статистического комитета КР, к концу 2022 года прямые иностранные инвестиции в страну увеличатся на 8,4 процента, за ней следуют Турция (30,7 процента), Китай (26,3 процента), Нидерланды (5,9 процента), и Великобритания (2,8 процента) были основными инвесторами кыргызской экономики.
Отношения между Узбекистаном и Кыргызстаном
В результате политической воли Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Президента Кыргызстана Садира Жапарова проблемы между двумя странами не только прекратились, но и создали условия для интенсивного развития двусторонних отношений. Следует отметить, что основные пограничные проблемы Центральной Азии не могут быть решены без участия Кыргызстана. Потому что на территории Кыргызстана расположены 6 анклавов Центральной Азии. 4 из этих анклавов являются эксклавами Узбекистана, а 2 - эксклавами, принадлежащими Таджикистану. Уникальный аспект региональных пограничных вопросов заключается в том, что они включают вопросы, связанные с водой. В настоящее время Узбекистан и Кыргызстан не только решили пограничные вопросы на основе двустороного договора, но и достигли договоренности о совместном использовании Андижанского (Кампирабадского) водохранилища. Хотя пограничные проблемы между Кыргызстаном и Таджикистаном не решены, усилиями Узбекистана и Кыргызстана можно сказать, что создана реальная почва для того, чтобы Ферганская долина стала источником возможностей, а не очагом нестабильности в Центральной Азии. Азия. Это результат превентивной дипломатии сторон.
Кроме того, если посмотреть на динамику роста торгово-экономических отношений, то с 2016 по 2020 год товарооборот Узбекистана с Кыргызстаном увеличился в 3,5 раза и составил 903 миллиона долларов. В настоящее время взаимный товарооборот достиг 1,3 миллиарда долларов, действуют более 300 совместных предприятий. В ближайшее время планируется увеличить этот показатель до 2 миллиардов долларов. Этот план, вероятно, скоро будет реализован благодаря строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Эта железная дорога в определенной степени покончит с географической изоляцией всего среднеазиатского региона. С запуском железной дороги будут созданы транспортный коридор «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман», а также железнодорожные маршруты «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан».
В целях сближения двух братских народов следует отметить, что с 1 июня текущего года в Оше начало работу Генеральное консульство Узбекистана, в Оше открылось отреставрированное здание академического театра имени Бабура, прошла студенческая спартакиада. проходил в Ко'канде.
Таким образом, Узбекистан и Кыргызстан занимают важное место в центральноазиатском регионе в силу исторических, географических, геополитических, демографических, военных и других факторов. Фактически за короткий срок, в результате политической воли и взаимного доверия руководителей двух стран, пограничная проблема, вопросы использования водных ресурсов и ряд других проблем были полностью юридически решены. Такая дружба и доверие сами по себе окажут положительное влияние на экологию Центрально-Азиатского региона, а также позволят создать принципиальный барьер на пути реализации различных геополитических интересов внешних сил.
Сухроб БУРОНОВ
доцент Ташкентского государственного университета востоковедения,
Доктор философии (PhD) в области политических наук
Материалы по теме
04.11.2024 |
Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог,
а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически
у всех участников альянса.
|
04.11.2024 |
|
01.11.2024 |
Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
|
31.10.2024 |
Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
|
19.09.2024 |
Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
|
20.08.2024 |
Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами.
Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
|
27.06.2024 |
Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
|
10.06.2024 |
Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
|
05.06.2024 |
Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
|
22.05.2024 |
|