27.06.2017 10:01 Бишкек 3370

Что могут короли?

В Кыргызстане грядут очередные президентские выборы. Сооронбай Жээнбеков, Омурбек Бабанов, Темир Сариев и прочие кандидаты будут оспаривать друг у друга право занять президентский пост. Один из кандидатов уже даже заказал торт с шоколадной копией себя и украшенным президентской цепью. Но что в реальности значит теперь эта должность?


В прошлом году в Кыргызстане, как известно, прошел конституционный референдум. Он серьезно сократил полномочия президента, усилив премьер-министра. По существу, важнейшей функцией президента осталось руководство внешней политикой (тоже вместе с премьером, но здесь президент хотя бы вправе определять стратегический курс).
Во внутренней политике, в экономике от него зависит довольно мало. Конечно, по привычке народ думает, что президент может все: снимать министров, решать социальные проблемы, давать распоряжения о строительстве школ, дорог, больниц и чего угодно. Многие кандидаты на это и будут бить. Они будут обещать населению в регионах все, что угодно, вплоть до починки крыш и строительства колодцев.
Как отличить, где обман, а где, возможно, правда? Надо смотреть на полномочия президента по конституции. Просто если кандидат, например, обещает построить «безопасный город», то он, очевидно, просто врет. У него таких полномочий нет. Этим должны будут заниматься либо Правительство, либо вовсе муниципалитеты. А вот если обещает продвигать кыргызстанские товары за рубежом, поддерживать экспорт – то, вполне возможно, говорит правду. По крайней мере, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность – это его, и у будущего президента появится хотя бы теоретический шанс сдержать свое обещание.
Отдельный вопрос – генеральная прокуратура. Президент имеет право назначать генерального прокурора (но это не значит, что генпрокурор у него в прямом подчинении – он Закону в первую очередь должен вообще-то подчиняться). Но и тут много всяких но… Генпрокуратура может возбудить уголовное дело, но расследовать его – это уже функция МВД. А главу МВД назначает и снимает с должности уже премьер.
Короче говоря, становится понятно, ради чего в прошлом году затевался референдум по конституции. Теперь ни у президента, ни у премьера нет легкой возможности собрать всю власть в своих руках, и превратиться в «дракона», о котором говорил Алмазбек Атамбаев. Главное, чтобы они между собой не начали драться за эти самые полномочия. Так что было бы идеально для страны, чтобы и президент, и премьер Кыргызстана оказались из одной команды.
 
Материалы по теме
04.11.2024 Роль Узбекистана в развитии прогресса и единства тюркского мира
В условиях глобальной турбулентности и поиска новых моделей международного сотрудничества, Узбекистан уверенно выдвигается на передний план в качестве ключевого игрока в Организации тюркских государств (ОТГ). Ташкент не просто переходит в диалог, а активно формирует повестку дня, внедряя практические решения и инновационные подходы, которые находят отклик практически у всех участников альянса.
04.11.2024
01.11.2024 Международные транспортные связи Узбекистана в рамках ОТГ развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
31.10.2024 Укрепление прав граждан в области свободы получения и распространения информации в Новом Узбекистане
В Узбекистане создана прочная правовая база для обеспечения свободы слова и информации, а также развития СМИ, совершенствования правовых основ деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
19.09.2024 Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
20.08.2024 Пробуждающийся лев: эпоха обновления
Один из американских политиков высказался о жизни и судьбе стран Центральноазиатского региона, что сегодня они не являются постсоветскими или посткоммунистическими странами. Чтобы разделить эту точку зрения, не нужно быть магистром специальных наук. Это мнение указывает на прогрессирующее устаревание стереотипных представлений в научно-исследовательских и экспертно-политологических кругах.
27.06.2024 Как в мировой политологии появилось словосочетание «Дух Центральной Азии»
Новые тенденции в центральноазиатской политике Узбекистана
10.06.2024 Узбекистан: высокое правосознание и правовая культура – залог развития
Правовое воспитание занимает центральное место в формировании правосознания и правовой культуры населения. Поэтому во всех своих выступлениях Президент Республики Узбекистан уделяет серьезное внимание значимости правовой культуры, вопросу ее повышения.
05.06.2024 Узбекистан становится одним из важных партнеров Европейского Союза
Узбекистан, реализуя совместные проекты с Евросоюзом в различных секторах, в том числе в сфере социально-экономического развития, образования, верховенства закона, управления границами, борьбы с преступностью и защиты окружающей среды приобретает статус важного партнера.
22.05.2024